Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Будущее трубопроводного транспорта

Российские трубопроводы: ближайшее будущее

Попытаемся заглянуть в будущее — этак на треть столетия вперед. Что может ждать там топливно-энергетический комплекс России и ее трубопроводный транспорт к 2050 году?

Для того чтобы спрогнозировать грядущее, сначала принято оглядываться на минувшее. Треть века назад, в начале 80-х годов ХХ века, Советский Союз уже строил мощные магистральные трубопроводы, которые связывали месторождения Сибири, Урала и Поволжья со странами Восточной и Западной Европы. Это был период, когда уже в европейской части Советского Союза полным ходом шла газификация городов и кое-где даже деревень и сел. Советские ученые разрабатывали новые методы изготовления труб, а также всевозможные механизмы, которые должны были помогать повышать производительность труда. 

Но именно тогда сформировалась специфическая направленность советской нефте- и газопроводной системы. В основном все магистральные трубопроводы шли в одном направлении: с северо-востока на юго-запад. Были и субмеридиональные связи, но их мощность была значительно ниже, чем у субширотных. За Енисеем, в Сибири и на Дальнем Востоке плотность трубопроводной сети была гораздо ниже, чем в европейской части. 

В это время сформировался перекос в снабжении страны в первую очередь природным газом. К примеру, север острова Сахалин, где давно добывали газ, никак не был связан с югом острова, который буквально задыхался зимой в угольном дыму. Таких примеров было очень много. Впрочем, тогда все это объяснялось стратегическими соображениями, и решение вопроса газификации Союза постоянно откладывали «на потом». 

После распада СССР наступил период стагнации для всего трубопроводного транспорта России. Но уже в нулевые стали появляться новые проекты, воплощение которых было связано с развитием экспорта нефти и газа в первую очередь в страны Евросоюза. Это ставшие знаменитыми газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток», Балтийская трубопроводная система, сахалинские проекты и, конечно же, система Восточная Сибирь — Тихий океан. Эти проекты помогли вдохнуть новую жизнь в развитие российского трубопроводного транспорта, в развитие отраслевого производства и науки. 

В ближайших планах стоит строительство целого ряда трубопроводов от месторождений Ямала и севера Западной Сибири к уже существующим магистралям, а также развитие системы Восточная Сибирь — Тихий океан, газопровода «Сила Сибири», разработка сахалинских проектов. Тем не менее, нужно признать, что мировая ситуация изменилась, и в этой связи России будет нужно выбрать другие ориентиры для развития своей национальной топливно-энергетической трубопроводной сети. 

Когда в 60-80-е годы прошлого века СССР развивал экспорт углеводородов «на Запад», европейские страны не представляли такой экономический и политический конгломерат, как сейчас. Степень их интеграции была достаточно низка. Тогда еще не было столь развито «зеленое» движение, и весьма ограниченной была энергетика на возобновляемых ресурсах — в основном это были не очень мощные гидроэлектростанции. 

Сейчас Евросоюз уже более 10 лет последовательно продвигает политику поддержки возобновляемой энергетики: в первую очередь ветровой и солнечной. Развиваются энергосберегающие технологии — современный немецкий дом теряет тепло гораздо медленнее, чем даже два десятка лет назад. Исходя из политических соображений Евросоюз, в котором сейчас находятся в том числе три бывшие союзные республики и практически все страны бывшего социалистического лагеря, прилагает серьезные усилия, чтобы сократить зависимость от поставок нефти и газа из России (как, впрочем, и из других стран, не входящих в Евросоюз). Таким образом, нужно признать, что европейский рынок будет сокращаться.

В этой связи вполне логичным является развитие как раз восточного экспортного направления: из Восточной Сибири в Китай. Проекты «Алтай», «Сила Сибири» и ВСТО как раз рассчитаны на углубление российско-китайского энергетического сотрудничества. Кроме этого они предполагают и возможности расширения торговли во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Однако «движение на Восток» имеет и гораздо более глубокое стратегическое значение — это и создание условий для развития промышленности в восточных регионах России, и повышение качества жизни сибиряков и дальневосточников на базе широкой газификации этих регионов. Улучшение же качества жизни, рост производственных мощностей в восточных регионах России может сменить вектор направления переселения жителей России. 

Если сравнивать плотность трубопроводной сети России с другими странами-лидерами этой отрасли, такими как США, то можно заметить, что тихоокеанские соседи проигрывают в области дальних магистральных трубопроводов, зато имеют очень протяженную и разветвленную внутреннюю сеть, покрывающую практически всю мало-мальски населенную территорию страны. Это прекрасный пример и для России — последующие десятилетия могут стать временем роста внутреннего рынка. 

Тем более что и в ближайшее столетие Россия останется в основном холодной страной, и проблема качественного удобного экономичного отопления будет вставать каждую осень. Особое внимание стоит уделить национальным программам по переводу транспорта на природный газ — уже сейчас на него переходят грузовые и служебные автомашины, есть работающие образцы железнодорожного и водного транспорта. Расширение внутреннего рынка, в первую очередь рынка природного газа, потребует увеличения плотности трубопроводной сети. 

Очевидно, в недалеком будущем будут вводиться в эксплуатацию новые месторождения углеводородного сырья — как на Крайнем Севере, так и на Дальнем Востоке. Возможно, станет реальностью и проект трубопровода от Сахалина до Японии или даже до Южной Кореи. Свои региональные трубопроводы могут появиться у месторождений на шельфе Камчатки и Магаданской области, которые обеспечат эти регионы чистым и эффективным топливом. 

К середине XXI века может появиться еще один важный жидкий груз для магистрального трубопроводного транспорта: вода. Изменение климата, которое прогнозируют и российские, и зарубежные ученые, может сделать воду ценным ресурсом, который будут транспортировать по магистральным трубопроводам на дальние расстояния. 

В этой связи возможно появление магистральных трубопроводов нового направления — из водообильных регионов севера России в Среднюю Азию, Китай, на Северный Кавказ, в Крым и Нижнее Поволжье. 

Таким образом, сохранится стабильный спрос на продукцию производителей труб и соответствующей оснастки. Челябинский трубопрокатный завод, ОМК, «Северсталь», ТМК и другие предприятия должны будет в обозримом будущем расширять производство труб новых поколений — хладо- и термостойких, с высокой устойчивостью к любым видам коррозии, высокой прочностью.


География и климат России определяет вектор ее развития в очень большой степени. Еще долго будут нужны ископаемые энергоносители, а следовательно, потребуется поддержание и развитие трубопроводного транспорта. Появятся новые грузы и новые технологические решения, но, чтобы то далекое будущее стало реальностью для наших потомков, его фундамент нужно создавать уже сегодня.