Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
ТЭК в повседневной жизни

ТЭК на страже спокойствия: когда нефтяники приходят на помощь

Когда осела пыль от разрушающихся зданий в армянском Спитаке после катастрофического землетрясения в декабре 1988 года, уцелевшим жителям больше всего была нужна вода. Но ее нигде не было, а ту, что могли найти жители города и прибывающие спасатели, было просто опасно пить. И тогда Спитаку пришли на помощь уникальные военные части — трубопроводные войска Советской армии, а именно 133-я трубопроводная бригада Закавказского военного округа. Менее чем за сутки они проложили более 24 километров временных трубопроводов, по которым пустили питьевую воду из ближайших артезианских скважин. 

Хотя трубопроводные части могут подавать воду и для питья, и для тушения пожаров, как было в 1973 и 2010 годах, основная их задача — быть готовыми в любое время собрать трубопроводы для поставки топлива — бензина или солярки — различной технике, в том числе боевой. А затем все разобрать и перебраться на новое место. Потребность в трубопроводных частях может быть и в военное, и в мирное время, потому что очень часто именно такой полевой трубопровод может оказаться самым надежным способом распределения топлива туда, где от него зависит работоспособность, а то и жизнь людей. 

Вообще-то идея быстровозводимых трубопроводов не нова. Еще в древности их делали по принципу «конус в конус» — такие трубопроводы легко собирались и разбирались. И первый в мире трубопровод для осветительного газа, построенный в Лондоне в 1800 году, и многие другие после него были по сути сборно-разборными конструкциями, которые соединялись муфтами. И лишь в 20–30-е годы прошлого века ацетиленовая и электросварка стала заменять разборные соединения. Для магистральных трубопроводов это вполне оправданное решение. Но, как выяснилось, иногда надо что-то быстро построить, а потом так же быстро и разобрать. 

Развитие бронетанковой техники и авиации привело к логичной идее создания временных трубопроводов для поставки моторного топлива. В результате в 1933 году трест «Нефтепроводстрой» по заявке Красной армии разработал проект мобильного трубопровода длиной в 100 километров. Однако выполнить в металле его не удалось, оказалось, что самое сложное — это легкие в эксплуатации соединения труб, которые изготовить не получилось. Проект был отложен на доработку. 

О том, что проект не был доведен до промышленного использования, горько пожалели защитники блокадного Ленинграда, который нуждался не только в еде для людей, но и в топливе для боевых машин и дизель-генераторов. И все же это был реальный путь доставки топлива блокадному городу, тем более что буквально за год до этого первый в СССР подводный трубопровод был построен между остров Сахалин и материком. 

Поэтому 25 апреля 1942 года было принято решение о строительстве подводного трубопровода через Ладогу. Собирали что было — насосы нашли на одном из складов строительного оборудования. Специальных труб не было, поэтому взяли те, что использовались для обустройства скважин на воду, с муфтовым соединением. 

Трубопровод строили тайно, но быстро. За 43 дня, к 16 июня, была протянута ветка длиной в 29 километров, по которой пошло топливо в Ленинград. Противник так и не знал об этом трубопроводе, который по разным данным поставил около 30% всего потребляемого в городе горючего. 

Этот опыт показал важность быстрой прокладки временных полевых трубопроводов. На запрос СССР откликнулись американские союзники и стали поставлять Красной армии комплекты сборно-разборных трубопроводов. Они использовались при проведении целого ряда войсковых операций в Великой Отечественной войне, а затем советские инженеры разработали свой вариант соединения труб, который используется и поныне, — так называемый раструб. 

В самом раструбе в общем нет особой новизны, но интересны приспособления, которые позволяют либо автоматически, либо вручную соединять 6-метровые отрезки труб диаметром от 100 до 200 мм с высокой скоростью. Такое соединение обеспечивает и угловую подвижность — то есть трубопровод может изгибаться на местности, повторяя ее рельеф. Если же случится повреждение одной секции трубы, то можно быстро заменить ее. 

Потребность в таких трубопроводах привела к тому, что в 1952 году министр обороны Александр Василевский подписал приказ о создании специального трубопроводного батальона, из которого появились трубопроводные войска Советского Союза. Они показали свои боевые возможности в Афганистане, там было проложено почти полторы тысячи метров труб. 

Очень скоро стало ясно, что трубопроводные части нужны не только для военных целей, но и в мирное время они крайне необходимы в случае самых разных техногенных или природных катастроф. По ним можно перекачивать топливо в экстренных случаях, как, например, во время колоссальных лесных пожаров под Москвой 1973 года, и воду для их тушения. Они использовались и во время ликвидации Чернобыльской катастрофы, и во время катастрофы в Спитаке. Когда разрушаются стационарные коммуникации, именно быстро возводимые (десятки километров в сутки) трубопроводы могут быть решением проблемы. Они взбираются в горы, пересекают реки и озера. 

Сейчас, в связи с ростом природных катастроф становится все более важной и технология создания «быстрых» трубопроводов. Нужно идти дальше — использовать не только специальные трубы, но и быть готовым взять на вооружение самые разные, которые могут оказаться в доступности у производителей. Достаточно, к примеру, взглянуть на перечень продукции одного из крупнейших производителей труб в России — Челябинского трубопрокатного завода, чтобы убедиться — трубы, пригодные для таких трубопроводов есть. Поэтому вся проблема в соответствующих муфтах и переходниках, которые позволят быстро собрать из имеющихся труб новую нитку.