Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Российские трубопроводы
Цитата
За 7 месяцев 2014 года объем поставок российской нефти в Китай через Казахстан составил 3,8 млн тонн, что соответствует 15% наших поставок в КНР в 2013 году
БЕЛОВА Мария,
старший аналитик направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», кандидат экономических наук

Самый северный нефтепровод России

В поисках нефти — в частности для поставок в Азию — компании заходят все дальше на Север и решают все новые, часто уникальные, технические задачи

Нефтепровод Заполярье — Пурпе представляет собой второй отрезок трубы Заполярье — Пурпе — Самотлор, которая свяжет нефтяные месторождения Ямала и севера Красноярского края с нефтепроводом ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан). 

Значительная его часть проходит за полярным кругом, вечная мерзлота вынудила строить его над землей, а нефть в нем приходится подогревать, но аккуратно — так, чтобы земли вечной мерзлоты не подтаяли, навредив стабильности трубопровода. Несмотря на все это, он, судя по всему, будет построен даже раньше срока.

Нефтепровод рассчитан на 45 млн тонн нефти в год. Ресурсной базой станут месторождения, разрабатываемые «Газпром нефтью», «Северэнергией», ЛУКОЙЛом и «Роснефтью». После 2016 года должны начаться поставки из Заполярья, с Юрубчено-Тохомы и Куюмбинской группы месторождений. Проект является уникальным как для России, так и для реализующей его компании — «Транснефти». В мире пока есть всего лишь несколько примеров нефтепроводов с надземной прокладкой — таких как Ванкорский и Трансаляскинский. А опыта строительства нефтепроводов так далеко на Севере у российских компаний пока не было.

Даже при нормальных температурных режимах нефтепровод был бы непростой задачей для строителей. Большая часть маршрута (около 490 км) проходит по болотистой местности. На своем пути труба пересечет 180 водных преград (рек, проток, озер, ручьев), в том числе две судоходные реки — Таз и Пур. В апреле строители Заполярья — Пурпе завершили работы по протаскиванию дюкера (подводной части трубы) через реку Таз. Работы по протаскиванию дюкера проводились методом наклонно-направленного бурения. Глубина реки в месте перехода достигает 21 м, а максимальная глубина залегания скважины — 24 м. В результате сама конструкция дюкера оказалась крайне сложной. А ведь есть еще и климатический фактор — при одном только проходе под рекой Таз пришлось бурить более километра вечной мерзлоты.

Для того чтобы не бурить все 500 км, проводя трубу под болотами, везде, где только можно (а это примерно 80% протяженности), нефтепровод идет над землей. Первый подобный трубопровод — Трансаляскинский, простирающийся от залива Прудхоу на севере Аляски до терминала в заливе Принц-Уильям-Саунд (это около 1280 км), был частично построен на специально спроектированных опорах — они расположены через каждые 18 м и допускают некоторые подвижки трубопровода, что позволяет компенсировать тепловые деформации труб.

В Заполярье — Пурпе тоже критически важную роль играет строение опор. Одни из них совершенно неподвижные, другие могут перемещаться в одной плоскости, а некоторые — во всех плоскостях. Это делается для того, чтобы основы трубопровода подстраивались под изменение состояния грунта и самого трубопровода — а они значительны, если учесть огромный перепад температур, свойственный для Ямала и Ханты-Мансийского АО. Из-за непростого рельефа и экологических требований разброс опор по высоте десятикратный: от 0,4 до 4,2 м. Так высоко трубопровод поднимается не только из-за рельефа, но и, например, из-за северных оленей: он не должен стоять на путях их миграции. 

Особые требования с учетом суровых климатических условий предъявляются и к качеству труб. В соответствии с проектом 336 км трубопровода смонтированы из труб диаметром 1020 мм, на остальной протяженности — более 150 км — из труб диаметром 820 мм. Все они изготовлены из стали повышенной прочности с толщиной стенки 9, 16 и 21 мм и с нанесением эпоксидного антикоррозионного покрытия. Для надземной прокладки использовалась стальная оцинкованная спирально фальцованная оболочка труб толщиной 1,5 мм с внутренним фальцем, для подземной — стальная оболочка с антикоррозионным трехслойным полиэтиленовым покрытием. 

Казалось бы, трубопроводы в этих местах уже строились. Но то были газопроводы. Это тоже крайне сложные технические сооружения, но из-за разных свойств газа и нефти подход к их прокачке принципиально разный. Если перекачиваемый по трубе газ имеет температуру от 0 до –10°С, то нефть подогревается до +60°С (иначе она становится слишком вязкой и непригодной для прокачки). Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом не допустить изменения грунта, при строительстве нефтепровода Заполярье — Пурпе применяются трубы с дополнительным теплоизолирующим покрытием из пенополиуретана. Была применена специальная технология монтажа и термоизоляции труб (эпоксидное покрытие, пенополиуретан, металлополимерная оболочка из оцинковки) и сварных швов на трубопроводе. Всего в процессе разработки технологий для этого нефтепровода было получено более двух десятков патентов. 

Несмотря на все эти сложности, строительство идет с опережением графика. Первая очередь была сдана 18 августа. А полностью трубопровод будет готов в конце 2015 года (хотя изначально речь шла о 2016 годе). Уже сейчас в «Транснефти» говорят о продолжении проекта и после завершения всех трех очередей: нефтепровод может быть продолжен до Карского моря — и тогда в Азию пойдет нефть из Северного Ледовитого океана.