Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Добыча в море

После нефти: экология пустых морских разработок

Когда-нибудь все заканчивается, и приходит день, когда добывать нефть или газ становится невыгодно. И тогда нужно принять решение о завершении работ на месторождении. В море этот процесс сложнее, чем на суше, но, с другой стороны, там могут быть новые, неожиданные и невозможные на суше решения.

Выкачать всю нефть из недр невозможно по законам природы — примерно половина остается в месторождении. Чтобы разорвать связи нефти с вмещающей породой приходится в процессе эксплуатации месторождения прилагать все больше усилий — закачивать в пласты воду, подогревать их паром, делать гидроразрывы пластов. И в какой-то момент себестоимость нефти становится выше ее рыночной цены.

В этом случае для начала ликвидируют все скважины. А их могли пробурить десятки — технологические, исследовательские и главные — добычные. Закрыть нужно все. Для этого существует особая технология бетонирования скважин. По одной технологии в скважине оставляют так называемые обсадные трубы и нагнетают в нее специальный бетон. Есть другой вариант, когда обсадные трубы также извлекают из скважины. В любом случае скважина должна быть полностью закрыта прочной пробкой, исключающей прорыв пластового содержимого в любом обозримом будущем.

После того как скважины заглушены, нужно ликвидировать трубопроводы, по которым шел газ или нефть. Здесь главное — не допустить попадания нефти в морскую воду. Для этих целей трубопроводы необходимо прочистить. Задача очень сложная, хотя для ее выполнения существуют разнообразные приспособления вроде исполинских ершиков, скребков и поршней. Их задача — удалить из труб остатки нефти, собрать со стенок парафиновый налет и вывести все это в специальные накопители.

После того как трубопроводы будут очищены и промыты, их можно вскрывать и разрезать на части. Поскольку для трубопроводов используется сталь очень высокого качества, на нее найдутся покупатели.

Затем наступает черед самих платформ. Проще всего утилизировать металлические конструкции, выполненные в виде трубчатых решеток. Их можно разрезать на части и затем отправить на переплавку. Немного сложнее пройдет демонтаж платформ кессонного типа. Утилизация больших бетонных гравитационных платформ — также крайне дорогостоящий процесс, и битый бетон с арматурой совсем не такой популярный вторичный материал, как металлолом.

Однако пустые платформы с демонтированным оборудованием могут представлять известный интерес как для биологов, так и для энергетиков. Например, с точки зрения биологов искусственные острова, какими являются крупные платформы, по сути дела — рифы, вокруг которых даже в процессе их эксплуатации формируются локальные сообщества морских организмов. Причем рыбы и многие другие существа предпочитают именно эти конструкции натуральным рифам. Океанологам еще предстоит понять, что так их манит к этим искусственным «островам в океане», но уже сейчас раздаются призывы чистить платформы от следов нефтедобычи, но не разрушать их, поскольку они оказались востребованы морскими обитателями.

Эти искусственные острова могут быть востребованы для нужд аквакультуры — они могут стать настоящими биостанциями или фермами, на которых могут выращиваться рыбы или моллюски. С них ученым удобно вести наблюдения за морской фауной. Ну, а спасательные службы видят в таких платформах свои базы, с которых можно быстро начать проведение спасательных работ на море.

С другой стороны, определенный ряд платформ привлекает энергетиков — именно тех, кто занимается возобновляемыми источниками энергии. Прежде всего платформы могут стать основой для мощных ветрогенераторов. Однако там, где существуют подводные постоянные течения, возможна установка новых устройств — гидрогенераторов. Возможны и более экзотические варианты использования платформ — вплоть до строительства на них отелей для любителей морских просторов.

Но вот современные платформы, которые установлены на больших глубинах (400 метров и глубже) по принципу заякоренных навигационных вех, скорее всего навсегда покинут морские просторы после того, как выработают свои месторождения. Затампонировав свои скважины, они отстыкуются от якорей в морском дне и будут перемещены в другое место или же разобраны на металлолом.

Расчеты показывают, что очистка от нефтяных остатков, демонтаж трубопроводов и платформ может стоить едва ли не больше, чем строительство этой инфраструктуры. Сейчас приходит время демонтировать сооружения, возведенные в 50–60-х годах ХХ века, на очереди то, что строили в последней четверти минувшего столетия. Тогда, в годы противостояния капиталистической и социалистической систем, особо не задумывались над тем, что будет потом. Сейчас в связи с возросшим экологическим самосознанием общества уже на стадии проектирования готовятся к грядущим работам.

Трубы должны быть более качественными, меньше подвержены коррозии. Это не только снизит риски прорыва нефти в ходе эксплуатации, но и облегчит безопасное их извлечение после завершения добычи. Обсадные и водоотделяющие колонны также должны быть долговечными, равно как и конструкционные материалы самих платформ. То есть инженеры и строители, возводя платформы сегодня или завтра, уже закладывают схемы, по которым будут разбирать или модифицировать эти сооружения спустя десятилетия.