Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Трубопроводы: новый взгляд

Уникальные международные проекты: как менялись потоки нефти и газа

Мы знаем не только о великих культовых сооружениях древности, таких как египетские пирамиды или афинский Парфенон, но и о великих инженерных сооружениях. Например, до сих пор вызывает восхищение Аппиева дорога, проложенная 2300 лет назад древними римлянами, или Великая Китайская стена. Эти инженерные сооружения изменили жизнь там, где они были построены, они стали вехами в истории стран и народов.

В строительстве трубопроводов также есть свои «монументальные» примеры, то есть сооружения, которые ознаменовали собой либо изобретение нового технического решения, либо начало важного этапа в истории региона, страны или даже континента.

Разумеется, свой список может быть у кого угодно. Магистральных трубопроводов много, и для жителя Китая, конечно же, важнее и судьбоноснее газопровод «Запад ¾ Восток», соединяющий Синьцзян с Шанхаем, длиной более 4100 км, а для жителей Восточной Европы, возможно, интереснее нефтепроводная система «Дружба», общая длина которой уже подбирается к 9000 км.

Тем более что многие страны и компании шли в деле технического прогресса буквально «ноздря в ноздрю», как говорят жокеи, и бывает очень трудно определить, кто же действительно был первым. Мы составили свой список и полагаем, что представленные в нем магистральные трубопроводы действительно достойны в нем оказаться.

Идеи великого химика

Дмитрий Иванович Менделеев был не только первооткрывателем периодической системы химических элементов. Что очень важно для русского, российского ученого, он был еще и весьма деловым, практичным человеком, который быстро видел, где можно приложить с прибылью совершенные научные открытия.

Согласно американским источникам, в 1859 году в Пенсильвании было обнаружено месторождение газа вместо ожидаемой нефти. Можно было бы заткнуть скважину и продолжать искать нефть, но американские предприниматели решили на нем хоть немного, но заработать. Собрали систему труб длиной около шести миль до ближайшего городка и пустили газ, чтобы освещать его и готовить на плитах пищу. Об этой новости сообщили американские газеты, которые дошли до Германии, где в Гейдельберге работал Менделеев.

Его очень заинтересовала трубопроводная идея — прежде всего для транспортировки нефти. В те годы набирал силу нефтяной бум, нефть была нужна для получения керосина, который использовался как топливо для все более популярных керосиновых ламп. Менделееву принадлежит более 150 научных работ, связанных с химией нефти. И в 1863 году он выступил с обоснованием целесообразности перекачки нефти именно по трубопроводам. Однако эта идея была встречена скептически. Гораздо проще было разливать нефть в бочки (barrels), что промышленники и делали. Так что воплотить в жизнь идеи Менделеева пришлось уже другому гениальному человеку — Владимиру Шухову.

Отец гиперболоидов

Владимир Шухов начал свою производственно-научную деятельность в 1876 году. Сразу после окончания Московского технического училища он был направлен в США на Всемирную выставку, где познакомился с инженером Александром Бари, который занимался подготовкой российского павильона.

Там Шухов узнал о том, что американские нефтепромышленники за год до его приезда построили нефтепровод от пенсильванских нефтепромыслов к городу Питтсбург длиной около ста километров. Шухов загорелся идеей развивать трубопроводный транспорт в России, и когда Бари в 1877 году вернулся в Россию и основал собственную инженерную фирму, то поступил туда на работу руководителем бакинского отделения.

Именно там Шухов убедил братьев Нобель довериться ему и в 1878 году спроектировал и построил первый российский нефтепровод протяженностью 12 км при диаметре труб в 75 мм. Казалось бы, мелочь, но эта «техническая игрушка» быстро показала свою силу: транспортировка нефти по трубе была гораздо дешевле перевозки в бочках, и гужевые извозчики стали просто разоряться, не выдерживая конкуренции с новым транспортом. Трубопровод пытались сломать, и его пришлось охранять.

Владимир Шухов изобрел много интересных вещей: систему эрлифта для подъема нефти из скважины, схемы ее перегонки и, конечно же, удивительные гиперболические ажурные конструкции. Но он оставался верен себе и не забывал о строительстве трубопроводов. В 1906 году в России был запущен нефтепровод Баку ¾ Батуми длиной 833 км. Он был построен из труб внутренним диаметром 200 мм и имел 13 насосных станций для поддержания скорости перекачки нефти. Этот нефтепровод существует и поныне. Он стал образцом для сооружения подобных систем на долгие годы.

Время больших рывков

Первая мировая война сделала нефть самым перспективным видом топлива. На глазах рос мировой автомобильный парк. Особые взгляды устремляли на бензин и дизельное топливо военные: все помнили слова французского генерала Фоша по поводу Версальского мира — «перемирие на двадцать лет». Поэтому системы бесперебойных поставок приобретали особое значение.

Трубопровод хорош тем, что он работает с минимальными затратами на обслуживание. Это гораздо — на порядок — дешевле, чем перевозка нефти по железной дороге. Мало того, проложенный магистральный трубопровод может иметь ответвления для локальных потребителей. В конечном итоге, можно гнать по нему не только сырую нефть, но и готовый продукт.

Поэтому двадцатые и тридцатые годы ознаменовались значительным ростом длины и числа магистральных трубопроводов. В 1926 году был проложен первый нефтепровод в Южной Америке, в тридцатые годы появились трубопроводы на Ближнем Востоке.

В СССР также понимали значение трубопроводного транспорта. Однако СССР значительно уступал тем же США по длине своих трубопроводов и объемам перекачки нефти. Перед началом Второй мировой войны общая длина трубопроводов в СССР составляла чуть больше 4000 км. Для сравнения: в годы Второй мировой войны США ударными темпами проложили два продуктопровода из штата Техас на северо-восток длиной более 2000 км каждый. В 1944 году был построен магистральный газопровод Tennessee длиной 3300 км. Стало ясно, что наступает эпоха сверхдлинных трубопроводных магистралей, которые могут пересекать континенты.

Через реки моря и мерзлоту

Отставание Советского Союза в строительстве трубопроводного транспорта к началу пятидесятых годов было огромным: к тому времени общая длина мировых трубопроводов превысила 350 тыс. км. Тем не менее были запущены новые и весьма впечатляющие проекты. Шестидесятые годы ознаменовались фантастическим рывком советских трубоукладчиков. Был проложен нефтепровод Туймазы — Иркутск длиной почти 3700 км, а в 1967 году вступил в строй нефтепровод Усть-Балык — Омск. Хотя его длина «всего» 1000 км, сложность строительства была запредельной: достаточно упомянуть, что трубы доставлялись к месту укладки вертолетами. Стало ясно, что трубопровод пройдет даже там, где не пройдет никакой другой транспорт.

Самой длинной системой нефтепроводов стала «Дружба», сданная в эксплуатацию в 1964 году. В разных источниках указывается разная длина, так как он несколько раз достраивался. В итоге в наше время его полная длина достигла 8900 км, из которых по территории России проходит 3900 км.

Удивительным является Трансаляскинский нефтепровод диаметром 1220 мм и длиной почти 1300 км, который связывает побережья Ледовитого и Тихого океанов. Этот трубопровод проходит не только по зоне вечной мерзлоты, но и в регионе сильнейших землетрясений, вызывающих значительные смещения земной коры. Проект разрабатывал профессор Калифорнийского университета в Беркли Егор Попов, знаменитый американский инженер русского происхождения.

Трансаляскинский нефтепровод, запущенный в 1977 году, выдержал проверку временем и доказал, что магистральные трубопроводы могут отвечать самым строгим критериям технологической и экологической безопасности.

А газопровод Уренгой — Помары — Ужгород стал уникальным с точки зрения организации его строительства. Впервые о таком газопроводе из Западной Сибири в Западную Европу стали говорить еще в конце шестидесятых, однако проблемы представлялись неразрешимыми: и политические — США не хотели, чтобы Западная Европа очень сильно зависела от СССР, и чисто финансовые — кто будет платить. В итоге получился своеобразный бартер: трубы диаметром 1420 мм концерна «Маннесманн» поставлялись в обмен на природный газ. Газопровод длиной 4450 км, до западной границы СССР, был закончен в 1983 году. Его восприняли как символ победы экономических интересов над конфронтационной политикой.

Так что трубопроводы — это гораздо больше, чем просто трубы из точки А в точку Б. Они могут многое изменить в нашей жизни.