Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Промышленный туризм

Арктические туры: ледоколы и платформы

Арктика уже не первый год является приоритетом в работе президента Владимира Путина и правительства. Россия строит новые военные городки в регионе, собирается подавать заявку на расширение своего шельфа, бурит новые нефтегазовые скважины, планирует значительно расширить количество судов, которые проходят по северному морскому пути (СМП).

Обычному человеку попасть в этот новый стратегический регион страны и мира можно двумя путями (не считая работы вили службы по контракту). Первый — это стать волонтером  одной из экологических организаций и принять участие в сборе мусора и очистке островов в российских арктических морях от остатков советских военных баз. Второй путь проще — надо всего лишь купить туристическую путевку. 

Вариантов масса. Самый комфортный — это купить тур не в российский арктический сектор, а в Норвегию или Данию. Норвежцы организуют поездки на архипелаг Шпицберген, а датчане в Гренландию. И там  и там есть комфортабельные гостиницы, и, поскольку вокруг нет непроходимых льдов, туда плавают не ледоколы, а обычные суда. Турист может получить огромный набор услуг — от круизов с высадкой на льды и поездках на собачьих упряжках, до альпинистских или лыжных походов и арктического дайвинга. В столице Шпицбергена городе  Лонгйире есть не только рестораны, но и ночные клубы и спа-салоны. 

На шельфе северных морей работают сотни нефтегазодобывающих платформ, куда иногда организуют экскурсии. Если повезет и будет такое желание, можно посмотреть, как живут нефтяники и как добывается «черное золото». Некоторые из платформ уникальны. Например, «Драуген» в Норвегии — единственная в мире платформа на одной опоре (обычно их четыре). Это сделано для того, чтобы обеспечить определенную подвижность конструкции и избежать ее разрушения сильными подводными течениями и льдами. Поэтому, ступив «на борт» можно ощутить легкое покачивание, к которому, впрочем, быстро привыкаешь. Все, отправляющиеся на шельф, получают гидрокостюм (он позволяет продержаться пару часов в холодной воде и подать сигнал бедствия), и проходят строгий инструктаж по технике безопасности. В на шельфе российских арктических морей работает только одна нефтедобывающая ледостойкая платформа «Приразломная» и попасть на нее туристам пока невозможно. 

Тем, кто ищет развлечения, которые дают больше адреналина и возможностей испытать себя,  существуют экстремальные туры. Например, на лыжах к Северному полюсу. В России основной точкой, откуда группы уходят к полюсу, является дрейфующий лагерь Барнео. Он организуется каждый год в начале апреля на одной из льдин, куда персонал и туристов доставляют по воздуху. Лагерь работает меньше двух месяцев и, по оценкам представителей туротрасли, за это время его посещает несколько сот человек.

Впрочем, и Гренландия, и Шрицберген, и Барнео не дадут возможности почувствовать весь масштаб Арктики. Пожалуй, чтобы понять насколько это огромная территория, стоит отправиться в тур на ледоколе. Это весьма комфортное путешествие на неделю и больше. В числе наиболее популярных маршрутов: Северный полюс; полуостров Таймыр; архипелаги Карского и Баренцева морей; Новая Земля; Восточно-Сибирское море; остров Врангеля; море Лаптевых; Чукотка. 

У России на настоящее время самый мощный ледокольный флот в мире, и именно наши суда возят туристов к Северному полюсу. В настоящее время в состав  действующего флота входят: четыре атомных ледокола (с двухреакторной ядерной энергетической установкой) - «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола - «Таймыр» и «Вайгач» - с однореакторной установкой. С 2001 года к полюсу ходил ледокол «Ямал», а с 2009 года рейсы выполняет ледокол «50 лет Победы». На судне есть комфортабельные каюты, ресторан и другие блага цивилизации.

В этом году состоялось пять туристических круизов к Северному полюсу  на Землю Франца-Иосифа, где расположен национальный парк "Русская Арктика". Все круизы прошли на атомном ледоколе "50 лет Победы". Всего на полюсе и в «Русской Арктике» побывало 738 человек из 30 стран мира, в том числе Парагвая, Новой Зеландии, Малайзии. Около 40% арктических туристов были из Китая.

Любая поездка в арктический регион удовольствие не из дешевых. Цены начинаются с нескольких тысяч долларов. Но стоимость тура на ледоколе в разы выше. Посещение Северного полюсы обойдется в 20-30 тысяч долларов. Впрочем, тем, для кого путешествие на ледоколе было мечтой, стоит поторопиться. В следующем году «50 лет Победы» совершит свои последние семь рейсов с туристами на борту (обычно судно делало пять ходок). 

Дело в том, что атомоход нужен для того, чтобы проводить газовозы с сжиженным природным газом (СПГ) с проекта «Ямал-СПГ», который реализует российская компания НОВАТЭК совместно с китайской CNOOC («дочка» корпорации CNPC) и французским концерном Total. В порту Сабетта в Обской губе уже работает ледокол «Таймыр». Там он обеспечивает круглогодичную проводку судов с грузами для строительства объектов «Ямал СПГ». Кроме того, «Таймыр» проводит танкеры, вывозящие нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти». 

Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» (это дочернее предприятие «Росатома» управляет атомным ледокольным флотом) полагает, что реализация нефтегазовых проектов в арктическом регионе открывает перед предприятием хорошие перспективы. «Самый крупный проект - это «Ямал СПГ». В 2021 году мы должны будем обеспечить 225 судозаходов газовозов в год. Если добавить проект компании «Газпром нефть», то получится чуть больше полутора судозаходов в сутки», - говорит он. 

В общем, пока до запуска «Ямал-СПГ» остается пара лет, ледокол «50 лет Победы» поработает еще сезон на туристов. Впрочем, сейчас строится еще один новый ледокол с двухреакторной ядерной энергоустановкой проекта ЛК-60 «Арктика». Он был заложен в ноябре прошлого года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Всего предполагается построить три подобных корабля. Планируется, что «Арктика» будет спущена на воду в 2017 году. Может быть тогда «50 лет Победы» или «Ямал» вернутся в туристический бизнес.