Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Промышленный туризм

«Как к вам устроиться на работу — cамый популярный вопрос, который мы слышим на экскурсии»

Интервью с управляющим директором ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» Валентином Тазетдиновым

На какие объекты вы водите экскурсии? Что именно показываете?

Начну с того, что с запуском цеха «Высота 239» на Челябинском трубопрокатном заводе в июле 2010 года мы продемонстрировали миру, насколько инновационным, экологичным, красивым и современным может быть металлургическое производство в XXI веке. Цель экскурсий в новые цеха на трубных заводах в Челябинске и Первоуральске — показать широкой общественности новую металлургию, «белую». Наша компания открыла это понятие миру, оно не существовало до нас. В течение без малого пяти лет в цехе «Высота 239» на ЧТПЗ, электросталеплавильном комплексе «Железный Озон 32» на ПНТЗ, в корпоративном образовательном центре в Первоуральске побывало несколько десятков тысяч человек самых разных профессий: чиновников, политиков, представителей различных общественных организаций, партнеров и конкурентов, в том числе зарубежных. Мы проводили экскурсии для студентов, школьников, пенсионеров, организовывали дни открытых дверей, широко анонсировали эту возможность всем желающим, абсолютно бесплатно, разрешая фотографировать и снимать на видео. Мы выпустили несколько документальных фильмов, посвященных тому, как рождалась белая металлургия на Урале, которые сейчас можно увидеть на нашем сайте, и еще много чего сделали для того, чтобы показать новую российскую промышленность. Потому что это достойно внимания широкой аудитории, потому что только так и возможно поднять престиж рабочей профессии, изменить в сознании широкой общественности представление о металлургическом производстве как о чем-то грязном, второсортном и непрестижном. Когда руководство компании в 2011 году выезжало с рабочим визитом в Японию, наших акционеров Андрея Комарова и Александра Федорова, авторов русской белой металлургии, там встречали как... группу «Битлз»! Потому что там, в передовой Японии, ничего подобного нет. С тех пор представители ведущих металлургических компаний Японии неоднократно побывали на ЧТПЗ и ПНТЗ, равно как и металлурги Германии, Китая и других стран, и все единогласно признают: заводы ЧТПЗ уникальны.

Что мы показываем? Прежде всего это один из крупнейших в Европе цехов по выпуску труб большого диаметра «Высота 239» на Челябинском трубопрокатном заводе, финишный центр по производству и обработке труб нефтяного сортамента и электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» на Первоуральском новотрубном заводе. Еще один экскурсионный маршрут ведет в образовательный центр группы ЧТПЗ в Первоуральске. Сегодня это самое современное в России учреждение для обучения рабочих, построенное на основе государственно-частного партнерства с правительством Свердловской области на базе Первоуральского металлургического колледжа. В рамках этого проекта конкурс в техникум на металлургические специальности увеличился в четыре-пять раз! Подавляющее большинство нынешних студентов колледжа еще школьниками побывали у нас на экскурсиях. Получили ли мы эффект от такой открытости на заводах компании? Безусловно, да.

Насколько часто проводятся экскурсии?

Организованные группы принимаем почти ежедневно. Как правило, у нас бывают гости различных министерств и ведомств Челябинской и Свердловской областей, студенты вузов, клиенты и партнеры. Возможность побывать на заводах компании есть у всех. Для этого необходимо выполнить небольшую формальность: направить соответствующее письмо на имя генерального директора ЧТПЗ с указанием количества людей, предпочтений по дате и времени. Это не бюрократия, а возможность нам спланировать свою работу. Все-таки компания специализируется не на промышленном туризме, а на производстве труб самого широкого сортамента. Радует, что большую заинтересованность в экскурсиях на современное металлургическое производство проявляет руководство школ и вузов, у нас составлены графики таких посещений на несколько месяцев вперед. Мы заинтересованы в популяризации металлургической отрасли страны, как и в повышении престижа рабочих профессий, и продвигаем эту стратегическую инициативу власти не только словами, но и реальными делами.

Как родилась идея с экскурсиями? Само собой получилось или это целенаправленная работа по привлечению внимания?

Это была целенаправленная работа, предусмотренная еще на проектной стадии реализации инвестпроектов компании. Первые экскурсии мы провели для своего коллектива уже на этапе строительства цеха «Высота 239». Затем стали приглашать наших партнеров, представителей различных общественных организаций и других предприятий Челябинской области. В целях профориентационной работы привлекли школы и вузы. После запуска цеха «Высота 239» Владимиром Владимировичем Путиным в июле 2010 года новость о белой металлургии на Урале получила настолько широкий резонанс, что мы были вынуждены проводить по выходным дни открытых дверей для всех желающих. По нашим подсчетам, с момента запуска в новых цехах группы ЧТПЗ на экскурсиях побывало более ста тысяч гостей.

Валентин Тазетдинов, управляющий  директор ОАО ЧТПЗ.
Фото Дмитрия Тернового
 

Но главное на нашем производстве не оборудование и дизайн, а люди, «белые металлурги». Ведь мы все видели в нашей стране массу примеров, когда новые производства становятся точно такими же грязными и захламленными, как старые, спустя очень короткий промежуток времени. У нас и сейчас порядок и чистота в любое время суток точно такие, как во время торжественного запуска цеха. Это делают не сторонние клининговые компании. Чистота на рабочем месте — часть корпоративной культуры.

Как организовано проведение экскурсий? Кто их проводит?

Все экскурсии мы проводим на безвозмездной основе. Осознавая, что белая металлургия — это уже своего рода бренд Челябинской области, мы разработали целую линейку посвященной ей сувенирной продукции. Теперь каждый желающий может приобрести что-то себе на память после посещения ЧТПЗ в специально оборудованном для этого киоске в заводоуправлении, от фирменной каски и спецодежды до традиционного магнитика на холодильник. Проводят экскурсии в цехах наши работники, белые металлурги. Они уже так поднаторели в этом деле, что прекрасно чувствуют аудиторию и стараются делать сообщения, интересные именно данному кругу людей. В тягость ли это? Этот функционал сотрудникам дополнительно не оплачивается, но, конечно, они получают мощную эмоциональную подпитку: гордятся заводом, компанией, своей причастностью к столь знаковым в мировом масштабе проектам. Каждому посетителю завода перед экскурсией выдаются средства индивидуальной защиты — каска и белый халат, проводится специальный инструктаж. Мы обеспечиваем людей гид-системами, чтобы «музыка» работающего цеха не заглушала рассказ экскурсовода.

Кто составляет большую часть посетителей — просто любопытные или профессионалы со смежных производств?

И те и другие: коллеги и партнеры, бизнесмены и политики, актеры театра и кино, музыканты и писатели, школьники и студенты, просто горожане. К нам обращаются из правительств Челябинской и Свердловской областей с целью организовать экскурсии на наше производство для зарубежных гостей. Поэтому, можно сказать, с белой металлургией знакомятся практически все делегации и гости Челябинска и Первоуральска. У нас побывали министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко; председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов; Герои России летчик Евгений Новоселов и космонавт Евгений Корниенко; народные артисты России Константин Райкин, Юрий Стоянов, Алексей Петренко, Юрий Васильев, Александр Галибин; писатель-сатирик Михаил Жванецкий, писатель Алексей Иванов, писатель, сценарист и режиссер Авдотья Смирнова; группы «Чайф», «Пикник», «Здоб ши здуб», «Браво», победитель «Евровидения» Александр Рыбак; телеведущие Дмитрий Дибров, Сергей Стиллавин, Таша Строгая и многие-многие другие. Мы получаем так много позитивной энергии от наших гостей, что инициировали небольшой видео-проект — «Белая металлургия глазами гостей». Записываем отзывы людей сразу после экскурсии и размещаем эти тридцатисекундные ролики на корпоративных страничках в социальных сетях.

Что больше всего интересует посетителей? Что больше всего поражает? Какие вопросы задают чаще всего?

Люди поражают, наши сотрудники. Которые гордятся своей сопричастностью к белой металлургии группы ЧТПЗ, каждый день стараются улучшить доверенные им процессы, дорожат работой в компании, любят свою профессию или стремятся стать мастерами своего дела (в случае со студентами образовательного центра).

И, конечно, поражает дизайн. «Высота 239» признана самым необычным современным заводом в мире. Высокую оценку предприятие получило от экспертов интернет-портала о дизайне Novate.ru, журнала Forbes, журнала «Афиша». Цех белой металлургии ЧТПЗ удостоен престижной премии в номинации «Дом года. Выбор профессионалов» всероссийского фестиваля «Best Building Awards/Лучший дом года». Председатель совета архитектор Владимир Плоткин назвал это здание «прорывным проектом в промышленной архитектуре».

Яркие краски стен и оборудования вместо привычных советских серых, синих и зеленых; живые деревья и деревянный паркет прямо посреди производства; столовая в форме трубной заготовки цеха «Высота 239»; красивая ухоженная территория заводов, белая спецодежда трубников и космическая спецодежда сталеваров «Железного Озона 32» — все это, конечно, не может не удивлять.

Специалистов также удивляют технические решения, реализованные в наших цехах. Мы собрали у себя лучшие наработки со всего мира. Но технологии не стоят на месте, а у нас работают профессионалы — умные, компетентные, думающие. В год наши сотрудники подают больше тысячи рационализаторских предложений: как и что улучшить, как сделать работу более эффективной, повысить производительность. В наших цехах реализована масса авторских инженерных задумок, многие из которых запатентованы. Самый популярный вопрос, который мы слышим от гостей на экскурсии: «Как к вам устроиться на работу?»