Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Промышленный туризм

Лучшие западные примеры промышленных музеев

Добыча нефти настолько тесно связана с новейшей историей нашей цивилизации, что трудно говорить о какой-то отдельной истории нефтегазовой индустрии. Это целый клубок событий, открытий, изобретений, войн и союзов. Совершая путешествие по знаменитым местам, связанным с мировой нефтегазовой индустрией, мы тем самым приоткрываем тайны мировой политики и экономики.

Мы вспомнили о местах, где все начиналось. Это Саксония в Германии, штат Пенсильвания в США, Баку в Российской империи, Плоешти в Румынии.

Середина XIX века — это еще век угля. Еще нет электрической лампочки и только-только изобрели телеграф. Технологически мир еще не очень готов к широкомасштабной нефтедобыче, в том числе потому, что катастрофически не хватает труб. Даже просто перекачивать нефть — проблема, потому что трубы делаются практически вручную из скрученных листов металла.

О тех временах рассказывает музей нефтедобычи в провинции Онтарио в Канаде, где в 1858 году в ходе поиска питьевой воды была обнаружена нефть (www.lambtonmuseums.ca/oil-museum-canada/). Канадцы гордятся тем, что первооткрыватель канадской нефти Джеймс Уильямс нашел ее на целый год раньше, чем полковник Дрейк в Пенсильвании в США. Нефть добывалась крайне примитивным способом — ее просто черпали из неглубоких скважин. И возили в бочках — просто потому, что ничего другого еще не было изобретено.

Бочки и лампочки

Название единицы объема нефти — баррель, что значит по-английски «бочка», — появилось в 1862 году. США пользовались английской системой объемов, восходящей к временам короля Эдуарда IV, который правил в середине XV века и нормировал объемы бочек, предназначенных для перевозки сельди. Вот в таких бочках (они отличались по объему от винных и пивных) объемом 159 литров и возили нефть от месторождений к примитивным перегонным фабрикам, где из нефти получали керосин.

Вопрос доставки крайне беспокоил Джона Рокфеллера, который в 1870 году основал компанию Standard Oil. Рокфеллер сосредоточился не на добыче, как часто думают, а на переработке нефти, поскольку именно переработка была центром всего нефтяного бизнеса. Например, одной из первых стран, где началась добыча нефти на американском континенте, была Перу, там ее начали добывать уже в 1863 году, но производство конечного продукта сконцентрировала пришедшая позже Standard Oil. Об этом рассказывает популярный музей нефти в Лиме, открытый в 1995 году.

Самым узким местом, которое мешало развитию производства, была доставка нефти от месторождений к заводам. Требовались новые решения, и в 1877 году в России начинают впервые возить нефть по Каспию в танкерах, а в США — в специальных железнодорожных цистернах.

Спустя год американский изобретатель Томас Эдисон представил публике свою лампочку. Началась массовая электрификация городов, пошло снижение потребления керосина. Нефтедобывающая промышленность оказалась в депрессии. Заговорили о конце короткой эпохи керосина.

Трубы и моторы

В 1886 году случились два изобретения, которые обозначили прорыв в технологиях, определив облик нашего мира. В Германии, в Штутгарте, инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер создали автомобиль с двигателем, работавшим на бензине, который до этого считался отходом при производстве керосина. А близ Золингена братья Маннесман, Рейнхард и Макс, изобрели способ изготовления бесшовных стальных труб. Метод братьев Маннесман сделал высококачественные трубы вполне доступными, что стимулировало развитие нефтедобычи и переработки.

Сам Эдисон назвал метод братьев Маннесман, показанный на Всемирной Парижской выставке, удивительным открытием XIX века. На практике же именно появление бензинового и дизельного двигателей параллельно с основой для стремительного совершенствования процесса поставки потребителям нового топлива дало новый импульс развитию индустрии. Автопроизводители стали появляться как грибы после дождя. И всем нужен был бензин.

А в 1903 году в небо взмыл самолет братьев Райт с бензиновым двигателем. В море появились корабли и подводные лодки, которые использовали соляр и топочный мазут. Нефть буквально разбиралась на составные части, и каждая из них находила в новом мире своего потребителя. Даже тяжелый битум, остававшийся после перегонки нефти, шел на производство асфальтобетона для строительства шоссе.

Новые игроки

Если в конце XIX века мировой нефтяной рынок делили между собой США и Россия, то растущий спрос на нефть и совершенствование технологии ее добычи погнал искателей «черного золота» в самые неизведанные уголки планеты.

Практически весь XIX век на территории нынешних Индонезии и Малайзии находились колонии Нидерландов и Великобритании. Две колониальные державы сотрудничали не только политически, но и экономически, в частности, в деле освоения обнаруженных месторождений нефти.

В городе Мири в Малайзии расположен интереснейший музей нефти, рассказывающий в том числе и об этой эпохе. Малазийцы гордятся уникальной нефтяной вышкой, которая проработала с 1910 по 1972 год. Именно нефтяные богатства этого региона привели к тому, что в 1907 году британская компания Shell и голландская Royal Dutch слились в Royal Dutch Shell. Музей рассказывает и о нефтяном буме между мировыми войнами, и о современном состоянии нефтяной промышленности Малайзии.

В 1908 году были открыты нефтяные месторождения в Иране, которые стала разрабатывать Англо-персидская нефтяная компания, известная сейчас как British Petroleum. А с 1932 года началась череда открытий нефтяных месторождений в регионе Персидского залива. Самые роскошные из них были найдены в 1938 году в Саудовской Аравии и Кувейте. В Кувейте нет официального музея нефти, зато есть выставочный центр при Kuwait Oil Company, который был открыт еще в 1956 году. После «Войны в заливе», в 1996 году, он был перестроен и теперь располагает уникальной экспозицией, посвященной тому, что происходит с природой, когда целенаправленно губят нефтяные промыслы.

Планета Океан

Первые шаги в море для добычи нефти начал делать СССР в 1949 году на Нефтяных Камнях близ Баку. Затем аналогичные по конструкции платформы появились в Мексиканском и Персидском заливах и других прибрежных районах. Но настоящий вызов силе моря был брошен после 1969 года, когда в Северном море были открыты месторождения нефти и газа. Их промышленная разработка началась позже, в 1975 году, и ознаменовала собой новый этап развития морской нефтедобычи. Платформы уходили все глубже, и даже ужасная катастрофа британской платформы Piper Alpha в 1988 году, в результате которой погибло 167 из 228 работников, не остановила морских нефтяников и газовиков.

Норвежцы в 1999 году в городе Ставангер открыли уникальный музей, который специалисты считают лучшим музеем мира такого рода. Он очень удобно расположен, у него прекрасный дизайн, да и расположение — над водой — совершенно соответствующее тематике. Не приходилось видеть людей любого возраста, которые бы остались равнодушными после посещения этого музея. Он демонстрирует не только прошлое морской нефтедобычи, но и настоящее, и будущее, связанное с большими глубинами, использованием современной робототехники и систем экологической добычи, включая обратную закачку углекислого газа в пласты в рамках борьбы с глобальным потеплением. Нефть — это высокие технологии, во многом самые высокие из тех, что есть на земле, удивительные приключения и азарт