Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Промышленный туризм

Ключевые места в истории добывающей промышленности

Человеку свойственна любознательность. Он хочет видеть что-то новое для себя, совершать постоянные открытия. Именно это чувство толкает нас в путешествия, чтобы посетить знаменитые места, ознакомиться с историей и современностью, опытом и достижениями других регионов и стран.

Во всем мире расцветает музейный туризм, каждый год десятки миллионов человек посещают самые разнообразные музеи. Мы привыкли к музеям, в которых собраны выдающиеся произведения искусства, однако есть и музеи, где собраны образцы техники прошлого. Есть музеи-фабрики, музеи-пивоварни, даже сельские музеи есть.

И, наверное, очень экзотичными, но не менее важными являются музеи, посвященные геологии и всему, что с ней связано. Это не только коллекции кристаллов или драгоценных камней. Им в своей драматичности не уступают и музеи, экспозиции которых рассказывают о добыче вещества, сводящего с ума не меньше, чем алмазы и золото. Речь идет о нефти.

Черная лихорадка

Нефть известна людям со времен глубокой древности. Использовалась она чаще всего в лечебных и военных целях — как составная часть зажигательной смеси, известной под названием «греческий огонь». Кое-где ее использовали как смазочный материал. Однако широкого применения нефть долгое время не находила. Трудно поверить сегодня, но было время, когда жители штата Пенсильвания, обнаруживая на своем участке родник нефти, рыли канаву, чтобы спустить черную жидкость в реку.

Потом наступило ее время. Можно сказать, что именно нефть сформировала нашу современную цивилизацию во всех ее проявлениях — и промышленных, и политических, и социальных. Все началось в 40-х годах XIX века, когда резко выросла цена на спермацетовый китовый жир, использовавшийся в масляных лампах для освещения. Китов становилось все меньше, а ламп — все больше. Не дешевело и так называемое деревянное масло — самая дешевая фракция оливкового. Жидкое топливо из каменного угля обходилось достаточно дорого. Начались поиски дешевого и простого в производстве заменителя. Таким веществом стал керосин.

В 1853 — 1854 годах был зарегистрирован бренд продукта перегонки нефти под названием «керосин» и во Львове, в аптеке Игнатия Лукашевича, появилась первая масляная лампа, адаптированная для использования этого продукта. Буквально спустя несколько лет мир охватила настоящая нефтяная лихорадка: бурение началось в Российской империи, близ Баку, в Германии, в США. Очень скоро нефтяной бизнес стал одним из самых прибыльных и азартных занятий человечества.

Генератор прогресса

Керосин для ламп и сейчас производится в мире, его годовое потребление превышает 77 млрд литров, что соизмеримо с годичным потреблением всей гражданской авиацией США. Вот парадокс, каких много в нефтяной промышленности: керосин — это топливо и допотопных ламп, и суперсовременных двигателей.

Но полтора века назад люди еще очень плохо понимали природу нефти. Ее перегоняли так же, как перегоняли брагу, чтобы получить самогон. Свойства полученной жидкости были разными, и нефтедобытчики поняли, что разная нефть имеет различный состав фракций. Нужны были специалисты, которые могли бы разобраться в качестве нефти, разработать технологию ее переработки.

Ученые-химики и инженеры стали востребованы богатеющими на глазах нефтепромышленниками. Потребность в их знаниях стимулировала развитие химии, физики, инженерного дела. Тот, кто занимался нефтью, не испытывал нужды в деньгах. И к началу ХХ века нефтедобыча стала подлинным локомотивом промышленной революции.

Бензин, более легкая нефтяная фракция, чем керосин, которая раньше считалась отходом производства, оказалась отличным моторным топливом, как и солярка, которая чуть тяжелее керосина. Двигатели внутреннего сгорания за сорок лет вытеснили паровые машины даже на флоте. Дешевое топливо, простота заправки, значительный пробег — все это сделало автомобиль мечтой миллионов. Без нефти не было бы автомобильного бума и всей технологической цепочки, которую он породил.

Стала развиваться целая отрасль промышленности — нефтехимия. Нефть ¾ это сырье для производства пластмасс, синтетических каучуков, искусственных волокон, моющих средств. Но и сама добыча нефти требует сложного производства бурового оборудования, труб, специального транспорта, систем перегонки. Так что практически все, что нас окружает, имеет отношение к нефти. Поэтому так важно понимать все, что связано с ней, и очень хорошо, что в мире существуют места, куда можно приехать и почувствовать себя нефтяником прошедших времен.

Места былой славы

Если вы окажетесь в Германии, то посетите местечко Витце в Нижней Саксонии. Именно тут в 1858 году была пробурена первая в мире продуктивная нефтяная скважина, а к концу Первой мировой войны работало уже более двух тысяч. Нефтяные поля Витце давали нефть сто лет, и последняя скважина высохла в 1963 году. Но уже в 1970 году здесь открылся музей немецкой нефтяной промышленности, раскинувшийся на площади почти в два гектара. И хотя немецкая нефть осталась в прошлом, музей демонстрирует путь развития германской инженерной мысли. Ведь наработки, которые появились за сто лет работы в Витце, никуда не пропали — они используются в других отраслях и в других странах.

В 1859 году полковник Эдвин Дрейк пробурил первую скважину в долине Ойл-Крик в штате Пенсильвания, близ городка Титусвилль. Американцы считают, что именно это было началом нефтяной отрасли, так как в Германии искали бурый уголь и нефть нашли случайно, а полковник Дрейк специально «охотился» за нефтью. Сейчас там работает музей, который посвящен не только конкретному месторождению, но и вообще влиянию нефти на жизнь человека.

Примером того, как можно с любовью относиться к своей технологической истории, является Музей нефти в Плоешти, в Румынии. Он был открыт еще в 1961 году. Сами месторождения начали эксплуатироваться в античные времена, и в начале XIX там добывалась тяжелая нефть шахтным способом. В 1857 году тут был построен первый в Европе нефтеперегонный завод, и в том же году впервые в мире на улицах загорелись керосиновые фонари. Месторождения Плоешти и поныне дают нефть и газ. А музей по праву гордится уникальной коллекцией подлинных изобретений, связанных с добычей и использованием нефти, включая ту самую первую керосинку аптекаря Лукашевича.

Перечисляя легендарные месторождения, нельзя не вспомнить и бакинские нефтяные промыслы. Здесь нефть была известна с глубокой древности, поскольку просачивалась прямо на поверхность. Уже в XVI веке рылись колодцы, из которых черпали нефть. Для ведения геологоразведки военные инженеры русской армии в 1846 году пробили первую скважину глубиной двадцать один метр, однако еще несколько десятилетий шахтный метод добычи превалировал. Во второй половине XIX века бакинские промыслы ждал невиданный расцвет. И если в бизнесе он связан с именами братьев Нобель, то инженерным гением Баку был инженер Владимир Шухов. Москвичи и гости столицы России, несомненно, могли видеть одно из его творений — знаменитую Шуховскую радиобашню. А до этого он создал первый в России нефтепровод, первый танкер, крекинг-процесс и много чего еще.

Именно здесь сразу после Великой Отечественной войны, в 1949 году, началось строительство уникального «города в море» — Нефтяных Камней. Этот старейший в мире комплекс из двухсот нефтяных платформ несет на себе не только буровые установки, но и жилые дома, фабрики и даже парк и футбольное поле. Последняя платформа введена в строй в 2007 году. К сожалению, сейчас по соображениям безопасности посещение этого города на воде закрыто, но в ближайшие годы в Баку будет возведен грандиозный музей нефти, который по замыслу руководства страны должен отразить всю 160-летнюю историю нефтяной промышленности Азербайджана. А сегодня можно отправиться на экскурсию, включающую в себя осмотр легендарных нефтяных промыслов Биби-Хейбят и панорамы морских разработок.