Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Российские трубопроводы
Цитата
За 7 месяцев 2014 года объем поставок российской нефти в Китай через Казахстан составил 3,8 млн тонн, что соответствует 15% наших поставок в КНР в 2013 году
БЕЛОВА Мария,
старший аналитик направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», кандидат экономических наук

Атасу-Алашанькоу: история реэкспорта российской нефти

Чуть менее года назад, в конце 2013 года, нефтепровод Атасу-Алашанькоу (является частью системы нефтепроводов Казахстан-Китай) вышел на полную проектную мощность – 20 млн тонн в год. Так была поставлена точка в достаточно долгой и непростой истории проекта.

Все началось 24 сентября 1997 года, когда между Казахстаном и Китаем одновременно с межправительственным соглашением о сотрудничестве в области нефти и газа было подписано рамочное соглашение о строительстве трубопровода. Таким образом, от подписи под соглашением до воплощения проекта в жизнь прошло более 15 лет.

CNPC и «КазТрансОйл» приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) из расчета, что по данному маршруту будет перекачиваться как минимум 20 млн тонн нефти в год. ТЭО было готово в 1999 году, однако тогда в связи с недостаточной изученностью недр Казахстана прогнозы добычи нефти свидетельствовали о неспособности страны обеспечить прокачку по трубе таких объемов, что, в свою очередь, поставило под сомнение целесообразность реализации проекта. Пекин переключился на ближайшего соседа Казахстана – Россию – и приступил к активным переговорам с Москвой по строительству нефте- и газопроводов из Сибири в Китай. Но не достигнув здесь желаемого результата, Китай вернулся к казахстанскому маршруту.

Строительство системы нефтепроводов Казахстан⎯Китай осуществлялось в несколько этапов. Первая часть проекта была завершена в марте 2003 года сооружением нефтепровода Кенкияк-Атырау. Первоначально в качестве второго этапа планировалось строительство трубопровода Кумколь-Аральск-Кенкияк, однако в ходе переговоров была достигнута договоренность о приоритетном вводе в строй нефтепровода Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы. Это объяснялось, в том числе, попыткой вовлечения в казахстанско-китайский проект российской стороны через использование потенциала действующего нефтепровода Омск-Павлодар-Атасу-Шимкент. Ожидалось, что российские компании могут занять около половины мощностей этого нефтепровода как минимум до выхода казахстанской нефтедобычи на необходимый для полного заполнения нефтепровода уровень. Эти ожидания были небеспочвенными: в 2003 году российские компании (в том числе «Сибнефть») по трубопроводу Омск-Павлодар-Атасу-Шимкент осуществили поставки на казахстанские НПЗ около 2,7 млн тонн нефти, из которых 20% из Атасу по железной дороге было реэкспортировано в Китай. В декабре 2005 года (в канун Дня независимости Казахстана) состоялась торжественная церемония пуска данного нефтепровода, а в мае 2006 года по нему началась подача нефти в Китай. Завершающим третьим этапом стало строительство нефтепровода на участке Кенкияк-Кумколь.


Магистральные трубопроводы на территории Казахстана


С момента запуска Атасу-Алашанькоу в 2006 году до конца 2013 года в Поднебесную было транспортировано 52 млн тонн нефти. В 2013 году экспорт нефти составил 11,2 млн тонн, что обеспечило 93-процентную загрузку системы Казахстан-Китай. Однако с расширением пропускной способности трубопровода до 20 млн тонн Казахстану потребовались дополнительные объемы нефти, и они были найдены.

24 декабря 2013 года Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти в Китай. Поставки в объеме 7 млн тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн было решено осуществлять по своповой схеме с использованием транзита. То есть уполномоченная организация российской стороны обязалась оплачивать услуги за транзит своей нефти в направлении Прииртышск-Атасу-Алашанькоу. При этом уполномоченная организация казахстанской стороны в целях обеспечения нефтью казахстанских НПЗ вправе осуществлять в системе магистральных трубопроводов Казахстана замещение российской нефти казахстанской при условии передачи уполномоченной организации российской стороны в конечном пункте маршрута транспортировки (Алашанькоу) нефти в таком количестве и такого качества, которые предусмотрены договором о транспортировке.

Спустя 3 дня «Роснефть» и «КазТрансОйл» заключили договор, в рамках которого последняя предоставляет российской компании услуги по транспортировке нефти в направлении КНР в объеме 7 млн тонн в год, начиная с 1 января 2014 года. Срок действия договора - 5 лет, с возможностью автоматической пролонгации на дополнительные 5 лет.

За 7 месяцев 2014 года объем поставок российской нефти в Китай через Казахстан составил 3,8 млн тонн, что соответствует 15% наших поставок в КНР в 2013 году (всего в прошлом году Россия поставила в Китай 25,2 млн тонн: по трубопроводу Сковородино-Мохэ – 15,8 млн, морем через порт Козьмино – 4,9 млн, прочие поставки – 4,5 млн).

Взаимовыгодная транзитно-своповая сделка позволила Казахстану без дополнительных усилий по наращиванию добычи или переориентации потоков обеспечить себе 90-процентную загрузку нефтепровода. Россия же получила возможность диверсифицировать экспортные маршруты и нарастить поставки нефти на привлекательный китайский рынок.


Мария БЕЛОВА, старший аналитик направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», кандидат экономических наук