Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Экологическая безопасность

Самые безопасные способы доставки жидкого топлива

Среди всех транспортных средств в мире самым безопасным считается железная дорога. Меньше всего серьезных инцидентов, меньше всего пострадавших и жертв. Старейший и отлаженный как часы метод транспортировки действительно кажется самым надежным из возможных. Это если мы говорим о перевозке людей. Как насчет грузов? Казалось бы, какая разница — грузы или пассажиры? Но разница есть. По крайней мере, в том, что касается перевозки нефти.

Ночью 6 июля 2013 года поезд, состоявший из 74 цистерн с нефтью, сошел с рельсов в районе городка Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Железная дорога проходила фактически по самому городу. Масштабный разлив нефти и начавшийся сразу же грандиозный пожар охватил десятки домов. 47 жителей города погибли. Это беспрецедентно тяжкое по последствиям происшествие с массовыми жертвами и разрушениями, и это затмило, конечно, экологический ущерб. Но и он был велик — вылилось почти 4000 тонн нефти. Катастрофа в Квебеке пока что самое тяжкое происшествие при транспортировке нефти, но история знает множество примеров более мелких аварий и катастроф.

Нефть и газ — горючие материалы, и перевозка их колесным транспортом всегда риск. Еще в 2009 году правительства США и Канады ужесточили нормы для железнодорожных цистерн (как и для автомобильных) из-за высокого уровня аварийности. Но это не предотспратило катастрофу в Квебеке. Танкер, находящийся в открытом море, безопасней, но только к том, что касается частоты инцидентов и опасности для людей, а если говорить об ущербе для экологии, то танкер окажется самым опасным транспортом. В любом случае, внутри континентов танкеры не плавают. А самым безопасным способом доставки нефти и газа по суше остается трубопроводный транспорт. Хотя сейчас он побеждает скорее по очкам, чем вчистую. Наиболее подробная статистика по всем происшествиям при транспортироваке горючего ведется в США, и по результатам прошлогоднего происшествия американская исследовательская компания Manhattan Institute подготовила сравнительный анализ безопасности тех или иных видов транспортировки жидкого топлива.

Исследователи рассчитывали общее количество инцидентов, объем пролитой нефти или газа, количество раненых или погибших. И все это переложили в единицы, принятые для подсчета транспортных перевозок — миллиарды тонна-милль (тонна-миля — это когда одна тонна груза перевозится на расстояние одна миля). Таким образом выяснялся реальный уровень безопасности. Железные дороги выиграли у трубопроводов по объему пролитой нефти (то есть на железной дороге ее проливается меньше). Но проиграли по всем остальным показателям — и по количеству инцидентов на тонна-милю, и по количеству раненых и погибших в результате таких инцидентов. Что касается автомобильных перевозок, то они проиграли трубопроводам вчистую. Самая впечатляющая разница между трубопроводным и колесным транспортом наблюдается, когда ведется подсчет травм и жертв — тут цифры могут отличаться на два порядка.

Количество инцидентов при перевозке жидкого топлива на миллиард тонна-миль

Количество жертв при перевозке жидкого топлива на миллиард тонна-миль

Количество пострадавших при перевозке жидкого топлива на миллиард тонна-миль

Автомобильный транспорт

19,95 0,293 0,9816

Железная дорога

2,08 0,1 0,2594

Нефтепровод

0,58 0.004 0,0068

Газопровод

0,89 0,003 0,133

В России ситуация вряд ли сильно отличается. В новостях регулярно мелькают данные о сошедших с рельсов цистернах или опрокинувшихся бензовозах. О разливах на трубопроводах сообщают реже, но, возможно, потому что они случаются далеко от населенных мест. Подробной статистики не существует, но, скорее всего, в России, также как в США, трубопроводы наиболее безопасны для людей, но, тем не менее, заслуживают наиболее пристального внимания для еще большего повышения безопасности — в первую очередь экологической. Ведь на них приходится львиная доля перевозки сырой нефти и природного газа. На том, кто важней, лежит и большая часть ответственности.

Сейчас при строительстве трубопроводов значительное внимание уделяется тому, чтобы вовремя узнать о разливе и предотвратить его. Специальные устройства должны выявлять проблемы, а задвижки, которые делают на расстоянии 10-30 км друг от друга, призваны как можно скорее прекратить утечку, если она случилась. Эта система хороша, но не идеальна. Как показывает опыт тех же США, где подход к безопасности трубопроводов также трепетный, автоматические системы обнаружения проблем срабатывают как надо только в половине случаев. В остальных утечки обнаруживают по старинке — при обходах либо после сигналов от населения. А в России существует своя специфическая проблема — «врезки» в трубопроводы, когда топливо, идущее по ним, кто-то пытается похитить, подвергая опасности и свою жизнь, и состояние окружающей среды. В отдельных регионах эта проблема приняла в какой-то момент неконтролируемые масштабы — так, в Иркутской области в 2007-2008 годах было отмечено 169 случаев несанкционированных попыток подключения к трубопроводам (позднее, к счастью, эта эпидемия пошла на спад).

Проблема (и российская, и американская) в том, что системы, применяемые для автоматического обнаружения неполадок, обладают слишком малой чувствительностью. В большинстве случаев они отмечают только отклонения не менее 1% от общей производительности трубопровода. То есть если из него уходит менее 1%, то система не сработает. Системы контроля утечек, таким образом, в большинстве случаев опознают только очень значительные происшествия. Это стало причиной тяжелой аварии на Трансаляскинском нефтепроводе в 2006 году, когда утечка, составлявшая менее 1% пропускной способности, была обнаружена только через 5 дней после образования, и за это время успела нанести большой урон.

Насосные станции, которые «гонят» нефть или газ по трубам, генерируют перепады давления, шумы и прочие фоновые сигналы, которые не дают увеличить точность определения протечек. Сейчас, к счастью, разрабатываются новые системы предупреждения — в частности, инфракрасные. Им не страшны шумы насосных станций и они способны замечать протечки куда меньше 1%. Совершенствуются и визуальные способы наблюдения за трубопроводами. Проходит испытания, например, беспилотный летательный аппарат Chelpiper 75, созданный специально по заказу компании «Римера», входящей в ЧТПЗ. Беспилотник заточен под длительное патрулирование территории днем и ночью, способен быстро определять утечки и подозрительную активность в районе трубопроводов. С масштабным введением в строй подобных технологий трубопроводный транспорт можно буджет уже безоговорочно называть самым безопасным — и для людей, и для природы.