Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Экологическая безопасность

Глобальный экологический опыт: как нефтяные гиганты улучшают свой имидж

Экомарафон

Компания Shell еще в 1985 году запустила проект «Экомарафон», который регулярно проводится по всему миру. Ближайший стартует в столице Филиппин Маниле 26 февраля, следом за ним, в апреле, пройдут соревнования в Детройте и затем, в мае, в Роттердаме. В марафоне примут участие студенческие команды, которые представят разработанные ими уникальные энергоэффективные автомобили. Победит не тот, кто быстрее дойдет до финиша, а тот, чья машина проедет дальше без дозаправки. За почти тридцатилетнюю историю энтузиастами были созданы настолько любопытные технические решения, что некоторые из них сейчас массово используются производителями.

Нефтяное LEGO

Еще одна PR-инициатива Shell имеет даже более долгую историю, чем экомарафон. Вот уже несколько десятилетий она сотрудничает с крупнейшим производителем детских конструкторов LEGO. Добывающая и транспортная инфраструктура, действительно, очень благодатная основа для конструктора. И за время сотрудничества LEGO продала более 16 млн комплектов с логотипом Shell. Вначале конструкторы не имели экологического уклона, но по мере обострения экологической темы в них стало появляться больше элементов живой природы - вроде представителей арктической фауны или красивых ландшафтов. Этот имиджевый ход нефтяного гиганта был настолько успешным, что организация «Гринпис» много лет боролась за то, чтобы разрушить союз LEGO и Shell. И, похоже, в этом году ей наконец удалось это сделать.

Шейхи против сланцев

В 2012 году на экраны вышел фильм «Земля обетованная» с Мэттом Деймоном в главной роли. Фильм вызвал бурю негодования в американской нефтегазовой индустрии. Что неудивительно: в фильме она представлялась страшной, бездушной гидрой, которая ради нашумевшей «сланцевой революции» варварски разрушает американскую природу и жизни простых американцев. Вроде бы к улучшению образа нефтяной отрасли этот факт отношения не имеет. Скорее, к ухудшению. Но есть интересная подробность: фильм финансировался Абу-Даби Медиа - компанией, принадлежащей правительству Арабских Эмиратов. То есть перед нами случай, когда традиционные нефтяные гиганты пытаются улучшить свой образ, представив коллег, добывающих нефть другим путем, якобы еще более опасными для экологии.

Белый медведь

Компания «Роснефть» осуществляет масштабный проект освоения арктических месторождений, Чтобы снять опасения за судьбу уникальной флоры и фауны региона, «Роснефть» взяла на себя опеку всех особей белого медведя, содержащихся в российских зоопарках. Этим летом также стало известно, что компания профинансирует проведение научно-исследовательских работ по изучению белых медведей в районах освоения месторождений углеводородов в Арктике.

Нефтяники за альтернативную энергию

Несколько лет назад нефтяная компания Chevron поразила телезрителей масштабной рекламной кампанией, в которой рекламировались альтернативные источники энергии. Рекламой все не ограничилось - были внедрены образовательные программы по альтернативной энергетике, в самой Chevron возникло подразделение Chevron Energy Solutions, которое занимается разработками по части энергии, извлекаемой не с помощью сжигания углеводородов. Chevron оказалась просто первой ласточкой - довольно скоро подобную активность развернули другие нефтяные компании. «Мы не нефтяные компании, а энергетические», - говорили они телезрителям, школьникам, депутатам. Многие подвергли их критике за цинизм и откровенный пиар. Но то, что нефтяные компании держат руку на пульсе, следят за разработками в сфере альтернативной энергетики и даже сами развивают это направление, - факт. Российские компании не исключение. LUKErg Renew (совместное предприятие «Лукойла» и итальянской ERG Renew), к примеру, строит ветровые электростанции. В прошлом году компания купили четыре ветропарка в Болгарии, а в этом будет запущен большой проект в Румынии.

За Petroleum

British Petroleum запустила масштабную кампанию Beyond Petroleum еще в 2000 году. Целью было закрепить образ компании как ответственного игрока на мировой экономической арене, подчеркнуть важность защиты природы для компании, рассказать миру о многочисленных проектах в сфере экологии, образования, благотворительности, развития новой энергетики и возобновляемых ресурсов. ВР пыталась сказать: «Мы не только, а может, и не столько нефтяная компания». Опросы свидетельствовали о том, что ВР отчасти достигла цели по изменению своего образа в глазах общественности. Увы, все это было полностью перечеркнуто одним происшествием - разливом нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. Года два сил ВР хватало только на то, чтобы отбиваться от нападок, а потом была разработана и принята новая PR-программа - прямая наследница За Petroleum, - на которую планируется потратить $ 500 млн.

Созданный образ и реальные дела

В 1989 году танкер Вальдес, принадлежащий компании Exxon Mobil, налетел на риф и разлил у берегов Аляски - фактически в уникальной природоохранной зоне - более 280 000 баррелей нефти, которые нанесли природе страшный урон. В процессе расследования выяснилось, что капитан судна был пьян, а компания преступно экономила на безопасности. Для Exxon это была PR-катастрофа. И компания не смогла на нее правильно отреагировать, ее ответ на критику только ухудшил ситуацию. Да и позже Exxon не устраивала грандиозных PR-программ по образу ВР и не пыталась казаться тем, чем она не является. «Да, мы нефтяная компания и можем нанести вред окружающей среде. Но мы сделаем все, чтобы этого больше не произошло », - примерно такую ​​позицию заняла Exxon. Она внедрила строгую 17-ступенчатую систему защиты от экологических рисков. С 1989 года на объектах Exxon не было замечено сколько-нибудь крупных аварий с последствиями для экологии.