Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Экологическая безопасность

Готовы ли мы к освоению Арктики?

Россия активно осваивает Арктику. Правда, пока это делают в основном военные. 22 октября Минобороны сообщило, что на острове Врангеля, спустя 22 года после ухода оттуда частей СССР, открыт военный городок для частей Восточного военного округа. «Арктический модульный городок “Полярная звезда” открылся на острове Врангеля.

Открытие городка — это первый шаг по расширению военного присутствия РФ в Арктике. В планах Минобороны в ближайшее время разместить на острове Котельный 99-ю тактическую группу, в поселке Алакуртти Мурманской области — 80-ю Отдельную мотострелковую бригаду, а на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации.

Совершенно очевидно, что наша страна стремится максимально застолбить свое первенство в арктическом регионе если не юридическими методами, то по праву сильного. В нашей стране (как, впрочем, и во многих других государствах) считают, что Арктика — это сокровищница, набитая углеводородами и другими ресурсами. Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров заявил недавно, что суммарные запасы только одной этой госкомпании в регионе оцениваются в 38,3 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. Санкции, которые Запад ввел против России, ударили прежде всего именно по перспективным проектам в Арктике. В августе-сентябре США, ЕС, Норвегия ввели ограничения на поставку или реэкспорт товаров, услуг (за исключением финансовых), а также технологий для проектов по разведке и добыче на глубоководном шельфе, шельфе арктических морей и проектов по добыче сланцевой нефти.

Но, судя по всему, не только санкции могут задержать российский арктический поход. Экологи активно добиваются от Москвы приостановки как военных программ, так и коммерческого освоения шельфа. Так, на прошедшем в октябре этого года в Кремле под председательством Владимира Путина заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека поднимался и вопрос освоения Арктики. Сергей Цыпленков, исполнительный директор российского отделения «Гринпис» пожаловался главе государства на Минобороны, которое начало осваивать остров Врангеля. «Министерство обороны приступило к строительству военной базы на территории заповедника “Врангель” — это “родильный дом” белого медведя. Хорошо, может быть, там никакой альтернативы нет, но в сентябре они уже и десант туда высадили в рамках учений. Это нарушение закона об охране окружающей среды, нарушение закона об особо охраняемых природных территориях», — сказал он. В то же время эколог признался: он не знает, что в советское время на острове была большая военная база, и, по словам Владимира Путина, «мы восстанавливаем в основном то, что было утрачено».

Правда, к военным у экологов пока не должно быть претензий. Замминистра обороны Дмитрий Булгаков сообщил недавно, что в ближайшее время будет сформирован региональный экологический центр Северного флота, который будет «осуществлять экологический мониторинг и контролировать соблюдение российского и международного природоохранного законодательства как в местах дислокации флота, так и в арктической зоне, где дислоцируются наши военнослужащие».

«Газпром» и «Роснефть», чтобы продолжать деятельность на шельфе арктических морей, делают все возможное, чтобы минимизировать риски. «Роснефти» это сделать проще, поскольку компания ведет пока лишь разведочное бурение (в начале октября в Карском море, после бурения первой пробуренной скважины было открыто месторождение с прогнозными запасами 100 млн тонн, которое назвали «Победа»). «Газпром» в лице своей дочерней компании «Газпром нефть» уже осуществляет добычу нефти на платформе «Приразломная» на одноименном месторождении в Печорском море.

На «Приразломной» реализован большой комплекс мер, которые призваны не допустить попадания в окружающую среду нефти или вредных веществ. Платформа работает по принципу «нулевого сброса», иными словами, в море ничего не попадает. Все бытовые отходы, все отходы бурения пакуются в специальные контейнеры и вывозятся судами сопровождения и танкерами на Большую землю. Кроме того, есть еще так называемая поглощающая скважина — отходы закачиваются в пласт, изолированный от других пластов. Естественно, предусмотрены все возможные меры безопасности при отгрузке нефти. Она отгружается с помощью двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОНов) в танкеры. Два КУПОНа нужны на тот случай, если во время швартовки и отгрузки происходит смена течения и ветров. Тогда танкер отстыковывается и переходит на противоположную сторону. Танкер оборудован системой динамического позиционирования, которая позволяет ему постоянно находиться в заданной точке. В процессе отгрузки должны соблюдаться три десятка условий, за которыми следит автоматика. Если не выполняется хотя бы одно условие, отгрузка автоматически прекращается в течение 7 секунд. На случай разлива нефти на платформе есть вся необходимая техника и оборудование, специальные суда. А в море и на суше в вахтовом поселке Варандей дежурят также аварийные бригады, которые регулярно проводят учения. Последние учения проходили в августе этого года.

Многое из комплекса защитных мер, реализованных на «Приразломной», уже апробировано на других офшорных проектах в северных морях (хотя единых стандартов, надо признать, пока так и не выработано). И, что нужно отметить, экологи не пытаются запретить освоение шельфа той же Норвегии. Напротив, власти этой страны планируют с 2016 года начать выдачу лицензий на разработку новых участков, а первое разведочное бурение может начаться уже в следующем году. Министр нефти и газа Норвегии Хаакон Смит-Исаксен рассказал, что уже около 40 нефтяных компаний проявили интерес к получению лицензий на северном шельфе.

Безусловно, экосистема в Арктике очень хрупкая и надо относиться к ней максимально бережно. Но современные технологии позволяют минимизировать большинство возможных рисков и обеспечить нормальную работу и офшорных платформ, и «родильного дома белых медведей».