Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Россия на азиатских рынках
Цитата
Сегодня Азия — самый интересный рынок
МЕДВЕДЕВ Александр,
заместитель председателя правления «Газпрома»

Основные маршруты доставки российских нефти и газа в Азию

Когда мы говорим о путях, по которым российские энергоносители попадают в Азию, мы, как правило, должны использовать фантазию — потому что почти все пути на данный момент находятся в стадии разработки или строительства. Азиатский поворот российской энергетической политики случился в самые последние годы, и инфраструктуру для него еще предстоит построить.

Из существующих маршрутов можно назвать ответвление от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан. Трубопровод идет от Сковородино до границы с КНР и далее — на Дацин. Это — пока только начало большого пути. Уже сейчас планируется как минимум удвоить поставки нефти по этому направлению.

Российские энергоносители поступают в Азию не только по трубопроводам. В совместной разработке российских и зарубежных компаний находятся месторождения на Сахалине — проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — откуда нефть и сжиженный газ поставляются в другие страны танкерами.


Планирует припасть к ресурсам Сахалина и Китай, который пока практически ничего не получает оттуда. В совместной разработке «Роснефти» и Sinopec находится Венинское месторождение, являющееся частью проекта «Сахалин-3», который по масштабам — примерно как «Сахалин-1» и «Сахалин-2» вместе взятые. Он подразумевает как прокладку трубопровода Сахалин-Владивосток, так и поставки нефти и газа танкерами в преимущественно азиатские порты.

Проект, который на данный момент является венцом российско-китайского сотрудничества — газопровод «Сила Сибири» и сопряженная с ним грандиозная сделка по поставке в Китай российского газа на $400 млрд. Строительство началось в этом сентябре.

Проектов освоения новых маршрутов множество, но все они пока очень далеки от реальности — как газопровод «Алтай», о котором все уже забыли после принятия решения о «Силе Сибири» или куда более экзотические проекты строительства нефтепроводов в Японию (от которых постоянно отказываются после экспертиз на сейсмическую безопасность). Но и начавшиеся уже проекты потребуют огромного напряжения сил и загрузят российскую трубопроводную и добывающую промышленность на многие годы вперед.