Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.

Металлургия и потребительские товары

Со словом «металлургия» у большинства из нас ассоциируется образ дымного цеха, в котором суровые мужчины в тяжелой робе и черных защитных очках варят сталь в мартеновских печах. Однако это уходящее прошлое металлургии. За последние полвека она совершила огромный скачок и, без сомнения, стала одним из столпов современного научно-технического прогресса. Мы расскажем о том, насколько тесно зависит наша жизнь и будущее от успехов металлургии. 

Нам зачастую трудно бывает себе представить, насколько нас плотно окружают изделия, базирующиеся на самых современных достижениях металлургической науки. Мы привыкли пользоваться бытовыми приборами, удобной техникой, не очень задумываясь над тем, а что обеспечивает их работу. 

Однако ни наши компьютеры, ни автомобили, ни домашняя техника не могли бы существовать без достижений металлургов, которые научились не только получать из руды нужные металлы, но и собирать из них сплавы с заданными свойствами. Они используются сейчас повсеместно. Вот возьмем, к примеру, современные символы прогресса — планшет и смартфон. Но их существование было бы невозможно без прогресса в области металлургии, которая обеспечила производство электроники такими редкими металлами, как индий и галлий. 

Для нужд электроники нужны очень чистые металлы, а тот же индий встречается в минералах весьма в малом количестве — всего доли процента. Для очистки металла от примесей, так называемого рафинирования, применяются сегодня методы, о которых еще не знали родители современных металлургов, — как, например, зонная плавка. При этом методе плавится не весь объем металла в специальном тигле, напоминающем индейскую пирогу, а только часть его. Зона плавки перемещается по тиглю, а вместе с ней — и металлы примеси. Неудивительно, что мировое производство столь ценного металла весьма ограниченное — порядка 700 тонн в год. 

Огромное поле деятельности металлургов связано с производством металлов и сплавов для нужд автомобильной промышленности. Современные автомашины мало того что напичканы электроникой, их двигатели и корпуса также связаны с успехами металлургии. 

Вот, к примеру, корпус автомобиля, сделанный из обыкновенного железного листа. Он неминуемо подвержен коррозии, то есть процессу соединения атомов железа с атомами атмосферного кислорода. Разумеется, можно сделать сталь, которая не будет ржаветь, но и цена автомобиля вырастет многократно. Поэтому корпус автомобиля покрывают защитой — слоем цинка. Так металл ржавеет медленнее, а значит, машина служит дольше. 

В любом автомобиле есть электрогенератор и электродвигатели, а значит, там используется медь — металл, который называют «столпом электротехники». Медь обладает очень хорошей проводимостью электрического тока — она лишь немного уступает серебру и опережает золото. Поэтому медные провода — это наилучшее решение для электропроводки, а также электрических обмоток генераторов и электромоторов. С ростом популярности электромобилей возрастет и мировое потребление меди, причем чистой меди. 

Еще один металл, тесно связанный с миром электричества, — это алюминий. Его электропроводность составляет примерно 60% от электропроводности меди, но и это неплохо, так как электропроводность чистого железа — всего 1/6 от медной. Алюминий также часто используется как материал для проводов, но кроме этого он еще и отличный конструкционный материал, в том числе в составе сплавов для очень многих изделий. 

Сплавы — это твердые смеси химических элементов, прежде всего металлов. Современная металлургия создала более 5 тысяч разнообразных сплавов, и список этот постоянно увеличивается. 

Одним из самых старых сплавов в истории человечества является бронза. Изначально бронзой называли сплав меди и олова. Однако сейчас уже говорят о «бронзах», то есть целом семействе сплавов меди с алюминием, свинцом, бериллием, кремнием и другими элементами. Бронза — красивый сплав, и поэтому его любят скульпторы и дизайнеры. 

Впрочем, она может оказаться и в ваших часах, и в домашнем барометре, и в трущихся деталях автомобиля. Но еще чаще бронза применяется в больших индустриальных машинах, о чем речь еще впереди. Еще один всем известный сплав меди — это латунь, сплав меди с цинком, — классический материал для изготовления качественной водяной арматуры. 

Сплавы алюминия с медью, цинком, магнием, марганцем и другими элементами формируют детали двигателей наших автомобилей, станины бытовых приборов, корпуса электродвигателей и многих других полезных вещей. Внешне они отличаются мало, но разница проявляется в процессе их использования. 

Когда мы берем в руки корпуса хороших фотокамер, объективов, другой оптики, то сталкиваемся с магниевыми сплавами. Ну а когда мчимся на авто, то легкость хода обеспечивают специальные сплавы, из которых делают подшипники. Утюг и электрочайник греются при помощи спирали, сделанной из сплава никеля и хрома, в лампах накаливания светится вольфрамовая проволочка, а в ультрасовременных светодиодных лампах — полупроводники на основе соединений того же индия, галлия, алюминия, цинка.