Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Российский ТЭК и мир

Мировая карта нефтегазотранспорта

Мировой рынок нефти и газа в последние полвека приобрел глобальные масштабы. Развитие технологий транспортировки позволило перебрасывать по планете огромное количество углеводородного сырья. Но развитие геологоразведки и появление все новых крупных месторождений так же кардинально меняло транспортную картину мира. Будет она меняться и в будущем.

В истории мирового топливно-энергетического комплекса можно на пальцах пересчитать случаи, когда обнаружение месторождений углеводородов совпадало с регионами их основного потребления. Практически везде вставал вопрос транспортировки нефти. Транспорт же природного газа на сколько-нибудь значительное расстояние вообще долгое время не рассматривался в силу технологических сложностей. 

В США поначалу нефть разливали в доступную промышленникам тару — деревянные бочки (по-английски — barrel). К тому времени торговцы предпочитали бочки емкостью 120–160 литров, в которых транспортировали все, что угодно: от сельди до кускового мыла. Причина была проста — такую бочку мог в одиночку кантовать физически сильный грузчик, и они были достаточно прочными. У более мелкой тары соотношение объема и себестоимости было хуже, а более крупные бочки были неудобными в погрузке и отличались меньшей прочностью. 

В Баку, который был вторым мировым центром нефтедобычи XIX века, нефть возили к перегонным кубам в бурдюках. И бочки, и бурдюки не были самыми удобными способами ее перевозки и могли применяться лишь на ограниченной территории. Появление трубопроводов достаточно быстро покончило с бочками и бурдюками на самих месторождениях, а для дальнейшей перевозки стали использовать специализированные железнодорожные емкости — цистерны. 

Появление железнодорожных цистерн сыграло огромную роль в транспортировке как сырой нефти, так и готовых нефтепродуктов. Поезда, состоящие из цистерн, стали двигаться по железным дорогам США, Европы, Российской империи. 

Однако из Америки в Европу керосин путешествовал все так же в бочках. Так сформировался первый в истории морской маршрут транспортировки нефтепродуктов. В свою очередь российские нефтяники создали грандиозную речную систему транспортировки нефти и керосина — от Астрахани до Петербурга и других портов Балтики. Однако огромный рынок Дальнего Востока был еще совершенно неразвит: транспортировка керосина в бочках была дорогой, а железные дороги из России к Тихому океану только еще строились. 

В 1877 году по заказу и идее российской нефтедобывающей компании братьев Нобель шведскими корабелами был построен первый в мире самоходный танкер «Зороастръ» водоизмещением в 400 тонн. Он стал первенцем целого танкерного флота компании Нобилей. Новое техническое средство транспортировки создало новые возможности, и в 1892 году танкер Murex молодой голландской компании Shell взял груз российского керосина в Батуми и отправился через Суэцкий канал в Сингапур и Бангкок. Так сформировался первый танкерный маршрут транспортировки нефти и нефтепродуктов. 

Новый, 20-й, век ознаменовался появлением стальных 208-литровых бочек, которые стали вскоре самой распространенной тарой для дистрибуции готовых продуктов — бензина, соляра, смазочных масел. Трубопроводный транспорт по-прежнему имел «доставочный» характер от месторождений к нефтеперегонным предприятиям. Танкерный флот продолжал свое развитие. Появились и новые нефтеэкспортеры, в первую очередь страны Ближнего Востока и Голландская Ост-Индия. Бурное развитие автомобильного транспорта стимулировало проведение геологоразведочных работ в самых разных регионах земного шара. 

В период между мировыми войнами нефтяные месторождения Европы (в Германии, Польше, Румынии) не могли обеспечить возросшие потребности в черном золоте — Европа оставалась крупнейшим в мире импортером нефтепродуктов. А вот США становились главной «заправкой» всего развитого мира. Необходимость переброски огромных объемов нефти и газа потребовала создания самой развитой в мире сети трубопроводов. 

В 40-60-е годы шла всемирная нефтяная гонка, связанная с бурным послевоенным ростом экономики. Потребность в нефти увеличивалась, но росло и число экспортеров нефти. Появились новые крупные транспортные нефтяные «коридоры» — в частности, из стран Ближнего Востока в Азию. 

СССР включился в экспортную гонку после открытия месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Для этих целей был сделан огромный рывок в развитии трубопроводного транспорта — нитки трубопроводов были сначала проложены из Поволжья и Сибири в страны Восточной Европы, а затем трубы дошли и до Западной. 

Нефтяной кризис в начале 70-х годов резко повысил рентабельность нефтедобычи, и многие страны решили, что настала и их очередь получить свою долю нефтедолларов, что стимулировало кардинальное изменение транспортных потоков. США стали импортером нефти, и теперь уже к североамериканским берегам пошли танкеры из Венесуэлы, Нигерии, Ближнего Востока и Ост-Индии. Европа среди прочих регионов получала нефть из Советского Союза и Северной Африки. Страны Дальнего Востока опирались на поставки Ост-Индии и стран Персидского залива. 

Магистральные газопроводы стали поставлять природный газ из Сибири в Европу, при этом стала развиваться и транспортировка сжиженного природного газа (СПГ), особенно по тем маршрутам, где прокладка газопроводов нерентабельна или технически невозможна. Это позволило выйти на рынок экспорта природного газа таким странам, как Катар и Австралия. С другой стороны, развитие трубопроводного транспорта сделало возможным сооружение грандиозных трансконтинентальных веток в Азии и Америке. 

В последнее десятилетие начались новые изменения сложившейся конфигурации транспортных потоков углеводородного сырья. Рост добычи газа и нефти в США, известный как «сланцевая революция», привел к тому, что изрядные запасы СПГ и нефти, которые раньше потреблял американский рынок, остались свободными. Замедлился рост экономики Китая — одного из крупнейших потребителей углеводородов в мире. США хочет перенаправить потоки углеводородов, снова став экспортером. 

Изменение климата и борьба с эмиссией углекислого газа в атмосферу может привести к стабилизации потребления нефти и росту потребления природного газа как наименее угрожающего климату углеводородного топлива. Это приведет к росту спроса на природный газ, что повысит рентабельность российских месторождений, в том числе в арктическом регионе, а уменьшение ледового покрова в Арктике может открыть еще один транспортный маршрут как в Азию, так и в Европу. 

При любом сценарии Россия еще десятилетия будет поставщиком природного газа на мировой рынок, и развитая сеть трубопроводов будет способствовать удобству переброски ценного природного сырья тем или иным потребителям. Если же усилия инженеров не позволят нам в ближайшие десятилетия сократить потребление углеводородного топлива, то можно ожидать активизации работы в Арктическом и, возможно, Антарктическом регионах, что вновь изменит карту транспортных потоков на нашей планете.