Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса. В нашем проекте «ТЭК 360» мы рассмотрим ключевые тренды отрасли, перспективы ее развития, влияние на другие сферы экономик.
Тема
месяца
Памятные даты ТЭК

Экономическая история нефти в датах

История топливно-энергетического комплекса — это история открытия месторождений, важных политических и социальных событий, изобретений и последовавших изменений потребительского рынка. Эти даты отмечают изменение жизни сотен миллионов людей. И в в них помимо прочего явно прослеживается цикличность: самые разные факторы — политические, экономические, технологические — толкали цену на нефть то вверх, то вниз. И если чему-то нас учит история, так это тому, что она повторяется. Следом за падением всегда следует взлет и наоборот.

27 августа 1858 года Эдвин Дрейк получил промышленную нефть в Пенсильвании, США. До его открытия нефть, которую собирали с поверхности водоемов, стоила баснословно дорого — цена барреля доходила до 80 долларов, что соответствует примерно 2000 долларов нашего времени. Первая нефть Дрейка была продана по цене 20 долларов за баррель, а уже к концу 1859 года ее можно было купить менее чем за 10 долларов, то есть примерно за 230 долларов нашего времени. 

1 июля 1862 года в США вступают в силу новые налоговые законы, согласно которым облагается налогом и спирт, который являлся прямым конкурентом керосина как осветительной жидкости. Это стимулировало более чем десятикратный скачок стоимости нефти. В то же время в Баку (Российская империя) нефть стоила с доставкой к перегонному кубу от 2 рублей 60 копеек до 3 рублей 40 копеек за баррель (примерно 2,6 доллара). При этом цена готового керосина в центральной части России в тот момент была почти в 10 раз больше — в первую очередь из-за дороговизны транспортировки. 

16-25 декабря 1878 года — запуск трубопровода Владимира Шухова на бакинских месторождениях. В 1877 году один баррель нефти на промыслах стоил 25 копеек, а его доставка к перегонным кубам на побережье — около 1 рубля 70 копеек (всего почти 2 рубля). Транспортировка нефти по трубопроводу сторонним нефтепромышленникам стоила всего 40 коп за баррель, то есть на промыслах он обходился всего в 65 копеек. В 1888 году стоимость транспортировки по трубопроводу упала до 16 копеек за баррель. Все это обусловило конкурентоспособность бакинского керосина по сравнению с американским и в общем способствовало снижению цены на него, что расширяло потребление. 

9 ноября 1885 года император Александр III высочайше одобрил строительство электростанции в комплексе Эрмитажа. Вообще в мире первая коммерческая электростанция начала работать по проекту Томаса Эдисона в Нью-Йорке 4 сентября 1882 года. Электрический свет просто шокировал своей яркостью и удобством современников, цены на электричество падали, а вслед за ними пошли вниз и цены на нефть, так как другого массового применения у нефти не было, кроме как быть источником осветительного керосина. В этот период в мире развивается крупный экономический кризис. Это привело к периоду длительного снижения цен на нефть — вплоть до 1894 года. 

1 июня 1892 года в Баку была впервые диагностирована холера у пассажира, бежавшего от эпидемии с другого берега Каспия. Болезнь начинает косить в том числе и рабочих на нефтепромыслах. Добыча и переработка нефти сокращаются. В 1894 году холера уже распространилась по Европе, и в том же году начинается сокращение дебитов нефти на месторождениях Пенсильвании. Цены на нефть растут. Однако после 1900 года уже снова растет добыча по причине появления новых технологий в бурении. 

2 июля 1920 года в Окленде, штат Калифорния, у бензозаправки встала очередь из более чем 150 автомобилей, растянувшаяся на четыре квартала. «Бензиновый голод» достиг своего пика. Бензина катастрофически не хватало, и было введено нормирование топлива — по два галлона на машину. Причина была связана со стремительным ростом автопарка в США, особенно в Калифорнии. Если в 1900 году на 10 000 американцев приходился один автомобиль, то в 1920-м — уже 870. 

29 октября 1929 года крахом банков Уолл-стрита началась Великая депрессия, охватившая весь западный мир. Начался период долговременного снижения цен на нефть. Этому способствовал как экономический спад, так и совпавшее на волне высоких цен введение в строй новых месторождений нефти в Восточном Техасе, Оклахоме и Калифорнии. Снижение цен на нефть началось еще до начала депрессии — например в период с 1920 по 1926 год цены на нефть упали на 40%, а затем, с 1926-го по 1931-й год, упали еще на 66%, то есть до 12 долларов за баррель в современных ценах. Открытие новых месторождений на Ближнем Востоке также препятствовало росту цен. 

17 марта 1947 года был подписан акт о приемке магистрального газопровода Саратов—Москва. С этого дня газ из месторождений в Саратовской области стал поступать с Москву. Вскоре в столицу пришел газ из Прикарпатья. При этом сохранились планы по строительству заводов по производству газа из угля. 

14 февраля 1956 года в СССР проходит ХХ съезд Коммунистической партии. Он поднимает вопрос об изменении топливного баланса страны путем производства нефти и газа. Уголь перестает быть главной энергетической основой СССР. Все силы брошены на поиск новых месторождений нефти и газа. Принимается решение по отказу от паровозной тяги в железнодорожном транспорте и переходу на электро- и тепловозную. 

10 октября 1956 года собраны первые серийные автомашины Газ-21 «Волга». Хотя основная масса машин были отправлены в государственные авто- и таксопарки, тем не менее именно эта машина стала реальной мечтой советского автолюбителя и во многом символом автомобилизации СССР. 

7 ноября 1958 года на заводе «Брестгазоаппарат» были выпущены первые советские газовые плиты. Производство шло ударными темпами, и уже в 1961 году была выпущена 100-тысячная плита. Газификация крупных городов Европейской части СССР стала ускоряться. 

15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрального нефтепровода «Дружба» — от Самары (Куйбышева) в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. Этот первый столь крупный нефтепровод стал символом экспортных возможностей СССР. Вскоре он станет крупнейшей трубопроводной системой мира.

17 октября 1973 года Организация арабских стран-экспортеров нефти объявила эмбарго в отношении стран, поддерживающих Израиль в войне Судного дня. К марту 1974 года цены на нефть выросли с 3 до 12 долларов в ценах того времени, что соответствовало бы скачку с 14 до 58 долларов в ценах 2015 года. В 1978 году после небольшой стабилизации цен началась революция в Иране, а в 1980 году — Ирано-иракская война. Все это толкало цены вверх.

21 июня 1981 года влиятельная американская газета «Нью-Йорк Таймс» публично объявила о том, что все уже понимали, — нефтяной рынок пресытился нефтью. СССР и США усердно его насыщали «черным золотом», но мир стал меняться — огромные 8-цилиндровые машины уже были не в моде, наступило время «экономного транспорта». Цена на нефть упала на две трети к 1986 году, когда Саудовская Аравия вышла из режима самоограничения экспорта нефти. В 1988 году закончилась Ирано-иракская война. Наступило очередное время относительно дешевого топлива. 

11 сентября 2011 года — атака террористов против ряда зданий в Нью-Йорке и Вашингтоне. Начало операций западных стран против правящих режимов в Афганистане и Ираке. Быстрый рост потребления нефти в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. 

22 июня 2014 года — достигнув уровня в 115 долларов, цена за баррель нефти марки Brent начала свое более чем двукратное снижение. Причинами считаются внедрение в США в широких масштабах добычи нефти из так называемых сланцевых толщ, стремление Саудовской Аравии снижением цен выдавить конкурентов (сланцевые и глубоководные проекты), а также проседание экономики Китая.